Людмила Ухинова
Конспект занятия по формированию у детей представлений о семье «Я и мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развивающего занятия.
Занятие подготовила и провела:
воспитатель Ухинова Людмила Николаевна
Кемерово 2014-2015
Информация о педагоге :
• Ухинова Людмила Николаевна
• Образование среднее специальное (педагогическое)
• Высшая квалификационная категория;
• Педагогический стаж 23 года
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №155
Публикация «Конспект занятия по формированию у детей представлений о семье „Я и мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
«Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»
Адрес: 650025, Россия, Кемеровская область, город Кемерово, улица Рукавишникова, 1А
Телефон: 8(3842)364460
Конспект занятия «Я и мир»
в средней группе
Занятие подготовила и провела:
воспитатель Ухинова Людмила Николаевна
Кемерово 2015-2015
Задачи:
1. Создание условий для развития у детей представлений о себе и своей семье;
2. Создание условий для овладения детьми действий построения модели;
3. Создание условий для развития у детей творческих способностей, воображения, умения работать в парах и подгруппах; воспитывать уважение и гордость за своих родителей и семью.
Материал.
Занимательные картинки, символы с фотографиями, портреты взрослых людей.
Коляски, куклы, ванночки, бутылочки, пеленки, пустышки (для игры).
Реальные предметы для символизации этапов жизни человека. Макет лестницы из трех ступенек. Телефон.
Ход занятия:
В групповой комнате стоит стол, на столе - настольная лампа и забавные картинки. Воспитатель сидит и рассматривает их. Заинтересованные дети подсаживаются, рассматривают и начинают веселиться.
Воспитатель: Ребята, а что вас так рассмешило!
Ответы детей.
Воспитатель:
- А разве вас мама и папа не в капусте нашли, не в магазине купили?
- А хорошо было бы, если бы вас действительно аист принес или в капусте нашли!
- Детки, а вы встречались с чудесами?
- Ребята, самое удивительное чудо на земле, это появление человека на свет!
- И что все дети на свете появляются благодаря любви своих родителей. Когда-то ваши мама и папа были, как и вы, мальчиками и девочками. Потом они выросли и стали взрослыми. Ваш будущий папа не знал, что где то живет ваша будущая мамочка. Может они жили в разных городах, поселках. Но вот однажды они встретились. Мама и папа полюбили друг друга. И один прекрасный день твой папа нежно обнял твою мамочку и сказал ей: «Я люблю тебя, родная. Прошу тебя: стань моей женой». Папа подарил твоей мамочке обручальное кольцо, и они стали женихом и невестой. Пересесть. А потом была веселая, шумная свадьба. А что такое свадьба?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает свадебные фотографии. Обращает внимание детей : какие красивые наряды, какие счастливые лица у родителей и гостей; как им хорошо вместе.
Воспитатель: Но скоро твои мамочка и папочка поняли, что чего-то им не хватает. Как вы думаете, чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно: им захотелось, что бы у них появились вы: сыночки и дочки. И вот однажды твой папа нежно поцеловал твою мамочку, крепко-крепко прижал ее к себе. И произошло чудо. И чтобы ты появился на свет, мамочка стала собираться в родильный дом. Там врачи помогли тебе появиться на свет.
Рассматриваем фотографии новорожденных детей.
Воспитатель: Как же обрадовался твой папа, когда узнал о твоем рождении. И он стал готовиться ко встрече с тобой. Готовил комнату, одежду, игрушки. И часто думал о том, как они с мамой будут заботься о тебе.
ИГРА «ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ»
Ход игры. Дети на куклах показывают: как их кормили, пеленали, купали. Детки устали и хотят спать.
Воспитатель: Шли дни за днями, вы подрастали. Вот вы уже сделали первые шаги, сами взяли в руку ложку, сказали первое слово, пошли в наш детский сад.
Рассматриваем фотографии.
Воспитатель: И когда-нибудь настанет тот день, когда вы ребята вырастите, и уже не будете нуждаться в постоянной заботе своих родителей. Посмотрите, какими вы станете.
Рассматриваем фотографии, иллюстрации взрослых людей.
Воспитатель: А ваши мамочки и папочки станут еще взрослее. И им захочется, чтобы вы заботились о них. А как мы можем позаботиться о своих близких? Звонить им, рассказывать о себе.
ИГРА «ТЕЛЕФОН»
(дети «звонят» по телефону родителям
и рассказывают о своих успехах в детском саду).
Воспитатель подводит детей к «лесенке».
Воспитатель: Что же это за лесенка-чудесенка? Мне она напоминает наш сегодняшний разговор. Вы росли, как бы поднимаясь по лестнице. Какими вы были на первой ступеньке? А сейчас на какой? Почему? А когда окажемся на самой верхней?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, на каждой ступеньке нашей жизни мы пользуемся какими то предметами. У меня все предметы перемешались. Давайте разберемся что и когда нам понадобиться.
Свободное обыгрывание с предметами. «Проживание» детей на каждой ступеньке.
3. Характеристика программных задач
Задачи, решаемые в процессе настоящего занятия, выделены согласно принципам реализации триединой дидактической цели занятия. Поставленные задачи в процессе занятия полностью решены.
4. Мнение о типе занятия, его соответствие возрасту детей и задачам
Занятие подгрупповое, углубленно-познавательного типа. Данный тип занятия обеспечивает более высокий уровень качества обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Данное занятие является промежуточным в единой «цепочке» занятий, объединенных одной темой. Данная цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
Занятие простроено в соответствии с программными задачами и возрастом детей.
5. Раскрытие используемых приёмов и методов.
В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. На наш взгляд, избранные методы должны соответствовать: общей цели и задачам обучения на конкретном занятии, специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдёт развитие детей, возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Ведущими, главными в обучении дошкольников являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов мы использовали в процессе данного занятия следующие : наблюдение, рассматривание предмета (обследование, образец (показ способов действия).
При помощи наблюдения дети получили представления о предметах реального мира, предмета, явления. На наш взгляд, этот метод в полной мере отвечает познавательным возможностям детей дошкольного возраста. Эффективность настоящего метода в процессе занятия была обеспечена при соблюдении следующих требований: ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения; учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения, высокая умственная активность и самостоятельность детей; сопровождение наблюдения точным и конкретным словом. Также было использовано рассматривание предмета (в данном случае – альбомы с семейными фотографиями) – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путём. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нём. Обследование предмета было использовано для решения учебных задач на занятии : для уточнения и обогащения представлений детей (одновременно происходило уточнение и обогащение словаря детей); для формирования у детей наглядных образов тех объектов, восприятие которых непосредственно в жизни обеспечить невозможно, для обобщения и систематизации знаний детей (в сочетании с беседой); для активизации словаря и развития связной речи детей; для формирования у детей эстетического восприятия, обогащения эстетических впечатлений и чувств.
Также в процессе занятия были использованы такие словесные методы, как: это рассказ (с элементами пояснения, коллективная беседа. Учитывая возрастные особенности детей, во всех словесных методах были использованы: показ предметов, игрушек, иллюстраций, поскольку возрастные особенности детей 4-5 лет и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы, использованные на занятии, были направлены в основном на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические упражнения, пластические этюды).
6. Выделение удачных и неудачных мест в занятии.
В процессе занятия, на наш взгляд, одним из удачных моментов занятия стало рассматривание альбомов с семейными фотографиями детей. Также детям очень понравился (и педагогически очень удачно был подобран) момент работы с «моделью лесенки роста».
Из неудачных можно было назвать определение места самой «лесенки» (ее можно было вынести в центр групповой комнаты (для более удобного подхода детей к ней).
Приложение 2
Фотофрагменты занятия