Антонова Клара
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Одежда наших прабабушек. Чувашский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему : «Одежда наших прабабушек : Чувашский национальный орнамент».
Публикация «Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Одежда наших прабабушек, Чувашский национальный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные узоры, костюм
- Темочки
Цель: Расширение представлений детей о традиционной чувашской одежде, национальном чувашском орнаменте.
Задачи:
1. Развивать у детей толерантное отношение к людям других национальностей.
2. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
3. Развивать у детей умения создавать элементы чувашского орнамента; развивать мелкую моторику рук.
4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности; способствовать их индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности.
5. Развивать социально-коммуникативные навыки детей посредствам игровой деятельности.
Методы и приемы: демонстрация наглядных пособий, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя, показ способов действия, индивидуальные указания и пояснения, анализ детских работ.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки. Предлагаю вам немного поиграть. Я знаю интересную игру (разъясняет правила игры).
Игра на объединение «Дружные сердца»
Разложить обручи (по количеству детей). Под звуки музыки дети начинают резвиться, скакать по площадке. При остановке музыки дети встают в обручи. При каждой остановке музыки ведущий убирает 1-2 обруча. В конце игры остается два обруча, а дети, обнявшись, стараются не падать за пределы обручей.
Гость: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Роза Сергеевна Павлова, я бабушка Насти Корниловой. Мы приехали в Воротынец не так давно из города Чебоксары чувашской республики. Я проходила, мимо вашего детского сада и мне захотелось, посмотреть как вы живёте.
Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать, мы рады вас видеть у нас в гостях. Ребята, а вы заметили какой красивый наряд у Розы Сергеевны.
Слайды 2,3.
Роза Сергеевна: Это наш национальный чувашский костюм.
Слайд 4
Женский костюм состоит из холщевой рубашки «кепе» показывает кусочек холста.
Передняя и задняя ее части состоят из одного полотнища, перегнутого в плечах пополам. Ворот разрез и плечевой шов декорируется узкими полосками орнамента. Нагрудную часть украшает узор сунтх и кске. Узор сунтах имеет форму ромба. Розетки кеске вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки.
Слайд 5
Роза Сергеевна: Рубашка подпоясана плетеным поясом с крупными кистями, полосками кумача, покрытыми вышивкой, аппликацией. С пояса свисает набедренные украшения «яркач» и поясные украшения «сара». Их носят как в праздничные дни, так и в будни. При движении они оживляли весь костюм женщины.
Слайд 6
Воспитатель: Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Они покрывали голову полоской белого холста, концы которого украшали тканым узором, кружевами.
Воспитатель: Ребята, кто подскажет, как называется это головная полоска? Показывает иллюстрацию.
Дети: Сурпан.
Воспитатель: Правильно. А как называется повязка с помощью, которой закреплялась полоска?
Дети: Масмак.
Роза Сергеевна: Молодцы, правильно отвечаете. А ещё ребята также есть праздничная шапочка замужней женщины и называется «хушпу». Она имеет форму конуса с наушниками и пришитой сзади полосой, спускавшейся на спину. Головным убором девушки называется «тухъя» – шлемовидная шапочка, которую иногда делали с шишаком наверху. Тухъя плотно облегала голову и закрывала лоб, иногда до самых бровей.
Оба головных убора обильно украшают монетами, мелкими раковинами. Они играют роль не столько украшений, сколько оберегов (т. е. защищали, оберегали). Монеты крепятся в несколько рядов. К остову их пришивают плотно, а по краям и к наушникам – свободно, чтобы при движении они издавали мелодичный звон. Для этого используют разные монеты – и крупные, и мелкие. Предпочтение отдавали серебру, но если достаток не позволял, использовали их имитацию, круглые металлические бляшки – нухратки.
Воспитатель: Очень интересно. Давайте повторим названия головных уборов.
Дети: «Хушпу», «Тухья»
Воспитатель: Правильно. А как называются металлические бляшки?
Дети: Нухратки.
Роза Сергеевна: Молодцы, как вы быстро запомнили. Может быть, вы мне расскажите, чем ещё славиться наша чувашская республика.
Воспитатель: Конечно, расскажем. Ребята поделимся нашими знаниями?
Дети: Да
Воспитатель: Кто хотел бы рассказать?
Слайд 7
Дети: Дуб считается – чувашским национальным деревом.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что чуваши сильные и стойкие как могучий дуб.
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. Чем ещё славится чувашская республика?
Слайд 8
Дети: Хмелем. Его выращивают в колхозах.
Роза Сергеевна: Как вы думаете, где его можно использовать?
Дети: В приготовлении лекарственных препаратов, косметики, духов, шампуней.
Слайд 9
Роза Сергеевна: А ещё в древние время, когда царствовал Петр 1, он строил Русский флот, для этого ему нужен был строительный материал. И этот материал был найден в Чувашии. Это дерево - сосна.
Ребята, спасибо вам большое, за ваши знания. Я рада, что вы знакомитесь с культурой других народов.
Роза Сергеевна: Я хочу предложить вам, ребята, нарисовать чувашский орнамент. Основной узор чувашской вышивки – узор «кеске». В основе орнамента лежат геометрические фигуры: квадраты, ромбы и треугольники, круги, овалы, разные углы и т. д.
Воспитатель: Вы знаете, Роза Сергеевна, наши ребята уже знакомы с этим орнаментом. И сейчас мы вам это продемонстрируем.
Дети: рассаживаются по своим местам. Выполнение работы.
Воспитатель: вывешивает детские работы в центре художественно- творческой деятельности. Посмотрите, какие чудесные работы получились у нас. Рассматривает работы детей и анализирует их. Рефлексия занятия.
Роза Сергеевна: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Были активны и внимательны. Роза Сергеевна предлагает детям взять свои работы домой и показать их своим родителям, бабушками, дедушкам. Рассказать, что нового и интересного они узнали о чувашской республике, чем она славиться.
Воспитатель: Спасибо вам, Роза Сергеевна, за интересный рассказ. Ждем вас ещё в гости. Дети прощаются с Розой Сергеевной.
Дети: До свидания, Роза Сергеевна. Приходите к нам в гости.