Галина Посохова
Конспект «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации г. Белгорода Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 85
Ребенок входит в мир природы
Тема: «Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
(интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности)
Воспитатель: Посохова Г. И. МДОУ № 85, г. Белгород, 2011
Тема: Путешествие в сказочную страну «Птицеляндию»
Цель: углубление знаний детей о перелетных птицах
Задачи:
Публикация «Конспект „Путешествие в сказочную страну „Птицеляндию“» размещена в разделах
Расширять представления детей о перелетных птицах и их зависимости от климатических условий.
Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Развивать фонематическое восприятие, общие речевые навыки, артикуляционную и тонкую моторику.
Активизировать словарный запас: стая, пернатые друзья, перелетные птицы, зимующие птицы, название птиц : кукушка, скворец, ласточка, соловей, утка, лебедь, воробей, цапля;
Воспитывать бережное отношение к перелетным птицам, желание заботиться и помогать им
Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие
Оборудование: игрушка-Каркуша, картинки птиц : ласточка, скворец, утка, кукушка, лебедь, воробей, соловей, шапочки птиц : скворца и воробья, заготовки для кормушек (картон покрытый пластилином, семена кукурузы, гороха, подсолнечника, мяч, аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке и за приметами осени, изменениями в живой и неживой природе;
сбор семян дикорастущих трав для корма зимующим птицам;
заучивание загадок, стихов, пословиц народных примет о птицах, об осени; чтение художественной литературы: сказка «Серая шейка» Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Осень на пороге», «Голодная птичка» «Перед отлетом» В. Аким; дидактические игры «Улетает-не улетает», «Запомни и назови», «Кто, где и как зимует» (различие зимующих и перелетных птиц, «Кто здесь лишний?»; рассматривание картин об осени «Золотая осень» И. Левитана, настольно-печатные игры «Кто где живет?» «Зоологическое лото», лото «Птицы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло очень много гостей и мы рады встречи с Вами.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в сказочную страну, а вот в какую, Вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки. Слушайте внимательно!
Сниться ночью червяку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит, плохи дела!
А кого червяк боится,
Угадали? Это… (Птица)
Ребята, а кто из Вас знает загадки про птиц? Кто загадку загадает, тот картинку с птицей выбирает! (Дети загадывают загадки про птиц : кукушка, ласточка, скворец, лебедь, утка и воробей)
Кто на елке на суку,
Счет ведет: Ку-ку! Ку-ку! (Кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка)
На дереве дворец,
Во дворце певец
А зовут его?. (Скворец)
Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает
Кря кричит. Все это шутка.
Ну конечно это?. (Утка)
Чик-чирик!К зернышкам прыг!
Клюй не робей,
Кто это?. (Воробей)
В зоопарке, в тиши вот
Птица белая плывет (Лебедь)
Ребята, про кого мы загадали загадки? Давайте мы их назовем по-порядку. Как одним словом сказать? Кто это у нас?
Ребята, птички хотят поиграть с Вами! Д/игра «Узнай, какая птичка спряталась?» (Воспитатель предлагает детям встать и отвернуться, в это время убирает картинку, на счет раз, два, три, внимательно посмотри. Воспитатель спрашивает: Какой птички не стало, Какая птичка спряталась, Какая птичка улетела, добиваясь от детей полных ответов).
Ребята, а теперь внимательно посмотрите на этих птичек и скажите, какая птичка здесь лишняя? (Воробей).
Почему Вы думаете, что воробей лишний? (Зимующая птица).
А ласточка, кукушка, скворец, утка –это какие птицы? (Перелетные).
А почему их так называют? (Потому что они перелетают на зиму в теплые края).
Ну что ж ребята, будем дальше играть и своими знаниями гостей удивлять?
Стали в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко». ( Правила игры: воспитатель бросает ребенку мяч, ребенок, возвращая его назад, говорит недостающее слово).
Воробей маленький,
А грач (Большой)
Утка серая
А лебедь… (Белый)
У скворца дом скворечник
А у соловья?. (Гнездо)
Утка живет на болоте
А кукушка?. (В лесу)
Ласточка питается насекомыми,
А цапля? (Лягушками)
Голубь зимующая птица,
А кукушка?. (Перелетная)
У синицы клюв короткий,
А у дятла?. (Длинный)
У ласточки клюв тонкий,
А у вороны?. (Толстый)
Воспитатель: Вот вы наверное и догадались, что сегодня мы отправимся в сказочную страну «Птицеляндию», в гости к нашим пернатым друзьям, которые совсем недавно покинули наш родной край! Ребята, а Вы знаете дорогу в Птицеляндию? А я тоже не знаю. А кто же нам может помочь? Ой, я догадалась! Нам может помочь Умная Каркуша! А как же ей сообщить? (написать письмо, послать телеграмму, позвонить по телефону).
Звонят по телефону, дети сообщают адрес и номер детского сада. Появляется Каркуша!
Каркуша: Кар! Кар! Привет друзья! Рада встречи с Вами я!
Воспитатель: Каркуша, мы с ребятами решили отправиться в гости в сказочную страну Птицеляндию, к нашим пернатым друзьям, но не знаем туда дорогу. Помоги нам, пожалуйста!
Каркуша: Кар! Кар! Я рада вам помочь, я знаю туда дорогу! Они и меня приглашали. Но я с ними перед отлетом поссорилась, я до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой родной край? Я ведь никуда не улетаю!
Воспитатель: Каркуша, сейчас тебе об этом дети расскажут!
Ребята скажите в какое время года птицы улетают в теплые края?
А почему? ( Ответы детей: наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам кушать нечего, поэтому они улетают)
Ребята, а кто из вас расскажет как мы наблюдали за ласточками, которые готовились к отлету, как они себя вели? (Они садились на антенны, провода, собирались стаями, кружились над городом и так продолжалось несколько дней, а потом незаметно улетели). И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают.
Каркуша: Ой, ребята, спасибо, наконец-то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, потому что я кушаю все, что мне попадется.
Каркуша: Ребята, я для своих друзей приготовила фотографии, у меня их очень много, я целое лето их фотографировала! Но я не знаю, какие из этих птиц перелетные, а какие зимующие, помогите отобрать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Каркуше!
Дидактическая игра «Размести по своим местам» (Дети размещают фотографии перелетных птиц на доске с желтым листиком, а зимующих со снежинкой (Закрепляют название птиц, обобщающие слова: «Птицы», «Перелетные птицы»)
Каркуша: Ой спасибо, ребята, как вы мне помогли! Теперь я вас всех превращаю в птенчиков.
Артикуляционная гимнастика «Птенчики»
Показали клювики (вытягивание сомкнутых губ вперед)
«Голодный птенчик» (удерживание языка чашечкой)
Сделали гнездышко, соединив ладони, Каркуша каждому кладет в гнездышко перышко. Упражнение «Согреем птенчика»(вдох через нос, выдох через рот).
Чей птенчик дальше улетит? (Глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой)
Молодцы! А теперь можно и в путь отправляться. Закрыли глазки, покрутились, подошли в веревочке, перешагнули! Вот мы и в стране «Птицеляндии». (звучит музыка, раздаются разные голоса птиц)
Воспитатель: Ребята, как здесь тепло, с какой радостью встречают нас птицы! Как они нам весело поют. Сядем на полянку и послушаем их пение. Д/и «Узнай птицу по голосу» (звучит аудиозапись)
Воспитатель: Какую ты птичку узнал по голосу? Ты чей голосок услышал?
Ребята, вы наслаждайтесь пением птиц, а мы Вам покажем инсценировку стихотворения «Перед отлетом»
Листья кленов пожелтели,
Огороды опустели,
В балках лужи разлились,
Птицы в стаи собрались.
Говорит скворец соседу:
«Улетаем в эту среду,
Далеко, на юг летим,
Замерзать тут не хотим!
Ты воробушек зимой
Сторожи скворечник мой»
«Что же скворушка - Лети!
Осторожен будь в пути,
От друзей не отставай,
Край родной не забывай.
Буду рад, коль снова летом
Будешь ты моим соседом».
Ребята, в какое время года происходило это действие?
О чем сообщил скворец воробью и о чем он его просил?
Что ответил на это воробей?
Как они называли друг друга?
Как вы думаете? Как они жили между собой? Мы должны брать пример с этих птиц. жить дружно, заботиться друг о друге, помогать друг другу, не обижать друг друга.
Воспитатель: На память о нашем путешествии в Птицеляндию Воробушек, Скворушка и я дарим Вам по птичке.
Гимнастика для глаз. (Птичка прикреплена на палочке).
Птичка взлетела высоко (Палочка с птичкой поднимается вверх, низко (вниз, далеко, близко. Играет в прятки (закрыли глазки, открыли)
Воспитатель: Ребята, здесь птицам хорошо, тепло, уютно, много корма, а у нас на Родине наступает лютая, долгая зима. Как будет трудно нашим зимующим птицам, давайте сделаем птицам кормушки. (На лист картона в форме квадрата, покрытый толстым слоем пластилина, дети влепливают разные зерна). И когда наступит зима, мы разместим их на территории нашего детского сада.
Каркуша: Я тоже сделаю кормушку себе.
Воспитатель: Каркуша, вот пришла пора возвращаться нам в наш любимый детский сад.
Каркуша: Ой, как не хочется, как здесь хорошо, но надо! Глазки закрыли, покружились, перешагнули через веревочку, вот мы и в детском саду.
Воспитатель: Какруша, большое тебе спасибо за помощь.
Каркуша: Мне ребята пора! Кар! Кар! До свиданья! Меня ждут мои друзья!
Воспитатель: Ребята, если вам было интересно путешествовать, и вы узнали что-то новое, то возьмите красный кружок и положите в красную корзинку, а если было скучно, неинтересно, то возьмите желтый кружок и положите в желтую корзинку.
Воспитатель: Нашему путешествию подошел конец, а кто со мной был рядом - Молодец!