Ирина Суси
Конспект психолого-логопедического занятия для детей с ОВЗ второй младшей группы «Зимние забавы»
▼ Скачать
Занятие проводится педагогом-психологом Фарисеева Н. А. и учителем-логопедом Суси И. Л.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
• Расширять, уточнять, активизировать словарь по лексической теме «Зимние забавы».
• Учить вслушиваться, сосредотачиваться на обращенную речь взрослого, подражать и отвечать на поставленные вопросы.
• Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
• Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
Публикация «Конспект психолого-логопедического занятия для детей с ОВЗ второй младшей группы „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
• Учить изменять единственное и множественное число существительных.
• учить различать предметы по величине (большой - средний - маленький).
Коррекционно-развивающие:
• Развивать потребность речевого общения.
• Развивать у детей правильное речевое диафрагмальное дыхание.
• Развивать силу и динамику голоса (тихо-громко-шепотом).
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, артикуляционную, мелкую и общую моторику, зрительно-моторную координацию.
• Обогащать тактильный опыт детей.
• Способствовать снижению психоэмоционального напряжения у детей.
• Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
• Развитие конструктивного праксиса.
Воспитательные:
• Создавать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное эмоциональное отношение к занятиям.
• Развивать у детей раннего и младшего дошкольного возраста социальные и коммуникативные умения (путем взаимодействия с детьми и взрослыми).
• Воспитывать у детей сочувствие, симпатию друг к другу, учить обращаться по имени, здороваться, прощаться со взрослыми и детьми группы.
Место проведения: кабинет специалиста, достаточно просторный, дающий детям возможность для подвижных, динамических действий (можно использовать помещение группы детского сада).
Предварительная работа: Данное занятие является частью рабочей программы «Мамина умничка», цель которой - оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста (2 – 4 года).
Оборудование:
Предметы: магнитофон или ноутбук для воспроизведения музыки; музыкальные композиции; небольшая пластмассовая или вырезанная из бумаги снежинка на ниточке; несколько кусочков белой ваты; готовый комок из ваты; «Логопедические сказки», 3-й комплекс «Учебная»; красочная коробка, куда помещается игрушка с открывающимся ртом и надеваемая на руку (нами используется игрушка-бегемот); карточки-символы гласных звуков З. Е. Агранович «У, А, Ы, О, Э»; игрушка снеговик; детали снеговика из картона на каждого ребенка (маленький, средний и большой круги белого цвета, ведро, нос-морковка, руки-веточки); кинетическая песочница; формочки для песочницы (по желанию можно использовать малые формы для выпечки); лампа «звездное небо»; мягкое напольное покрытие (ковер, маты или др.).
Участники: 6 – 8 детей (3 – 4 года).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед и психолог приветствуют детей : «Добрый день, ребята». Далее психолог предлагает детям встать в круг, включается приветственная песенка Железновой Е. «Мы ногами топ, топ, топ…» и выполняются движения под музыку.
Психолог : «Ребята, а пришла ли к нам на занятие Маша?», – дети отвечают на вопрос и машут ручкой Маше.
Логопед: «Дети, пришел ли к нам на занятие Витя?», – дети отвечают на вопрос и машут ручкой Вите.
Психолог и логопед вместе с детьми приветствуют так каждого ребенка.
Логопед: Ребята, посмотрите, что это? - Логопед показывает снежинку на ниточке. Снежинка какая? Что она делает? (ответы детей). Давайте подуем на снежинку, покажем, как она летает. (Дети дуют на снежинку по очереди, а потом все вместе).
Психолог : Ребята, смотрите, сколько снега нападало, давайте мы его скатаем в снежный комочек. (Дети собирают ватку (снег) с пола и скатывают комочек). Ребята, комочек нас куда-то зовет, пойдемте посмотрим. (Дети с психологом и логопедом садятся на стульчики).
II. Основная часть.
1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Логопед достает красочную коробку и говорит: «Ребята, посмотрите, к нам из страны Сообразилии в волшебном лифте кто-то прилетел» - из коробки психолог достает логопедическую игрушку бегемотика.
Психолог говорит за персонажа: «Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Это я, бегемотик Мотя. Давайте поиграем с язычком». (Ответы детей).
Логопед: Сядьте красиво и повторяйте за мной вместе с Мотей. (проводится артикуляционная гимнастика по книге Т. А. Куликовская «Логопедические сказки» 3й комплекс «Учебная»).
Психолог говорит за персонажа: «Молодцы, ребятки, а песенки вы петь умеете?» (Ответы детей).
Логопед показывает карточки-символы гласных звуков З. Е. Агранович и предлагает вместе с Мотей пропеть песенку волка: У…., песенку куколки А…., песенку ослика: И…., песенку парохода: Ы…., просит показать, как плачет мальчик: О…., просит показать, как девочка ругает котика: Э…
Психолог говорит за персонажа: «Молодцы, ребятки, вы хорошо попели песенки. Мне пора возвращаться домой, я к вам обязательно еще прилечу в гости, до свидания! (Дети прощаются с Мотей, он улетает в волшебном лифте).
2. Развитие пальчиковой моторики.
Психолог : Ребятки, покажите мне ваши ручки, а теперь спрячьте их за спинку, а теперь снова покажите. Давайте мы согреем ладошки, потрите ладошки друг о друга, потрогайте свои щечки – горячие? Потрите еще раз ладошки, потрогайте щечки. Согрели ладошки, а теперь повторяйте за мной :
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Мы с тобой комок слепили. (имитация лепки комка)
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(ручками показываем круг-соединяем две ладошки вместе,
сжимаем две ладошки вместе, показываем, какой комочек
крепкий, гладим ладошки, показываем, какой комочек гладкий)
И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)
Пальчиковая гимнастика повторяется два раза.
Логопед: Ребята, про что стихотворение? что вы лепили? (Ответы детей). Кого можно слепить из снежных комочков? (Ответы детей - снеговика). Логопед показывает игрушку-снеговика.
Логопед: Посмотрите на снеговика, какой он? Ответы детей (большой, красивый, белый и т. д.)
Логопед: А где можно слепить снеговика? Ответы детей (во дворе). Правильно, ребята. А как можно назвать снеговика ласково? (ответы детей - снеговичок). Снеговик следит за порядком во дворе. Нашему снеговику бывает скучно, когда он остается один. Давайте мы ему слепим друзей-снеговичков.
3. Развитие конструктивного праксиса.
Психолог вместе с детьми подходит к столу, на котором лежат части снеговиков. Дети собирают снеговиков.
Логопед: Молодцы, ребятки. Кого вы лепили? (снеговиков). Какие красивые у вас получились снеговики. Снеговик у нас был один, а теперь много – кого? (снеговиков). Покажите где один снеговик (показывают и называют «один снеговик», а где много снеговиков (показывают и называют «много снеговиков») Теперь нашему снеговику не будет скучно, потому что у него много друзей!
4. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Психолог : Ребятки, пойдемте вместе со снеговиком поиграем, повторяйте за мной.
Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок – (дети берутся за руки и встают в кружок)
Собрались мы все в кружок.
Мы потопаем (2раза). (дети топают ногами)
Будем весело плясать, (дети приседают, «танцуют»)
Будем ручки согревать, (дети хлопают в ладоши)
Мы похлопаем (2раза).
Что б нам было веселее (дети прыгают)
Будем прыгать мы скорее,
Мы попрыгаем (2раза).
5. Продуктивная деятельность. Упражнение «Волшебный песок».
Дети садятся за столы. Психолог достает кинетический песок.
Психолог : Ребята, посмотрите, какой красивый волшебный песочек вам принесли. Потрогайте его. Положите на него ладошки, погладьте песочек. Посмотрите, какой он мягкий, нежный, ласковый. Скажите, какой он? (ответы детей). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песок!» (дети здороваются). Песочку грустно и одиноко. Давайте попробуем его развеселить. Я предлагаю пощекотать его пальчиками – сначала одной рукой, затем другой рукой. А теперь обеими ручками (дети выполняют). Я думаю, ему стало веселее. Ребята, наш песок белого цвета. Как вы думаете, на что он похож? Такой белый, мягкий (ответы детей). На белый снежок, и из него можно слепить комочки, прямо как из настоящего снега. Давайте вместе попробуем полепить. Набирайте песочек в кулачки, и, перекладывая из одной ладошки в другую, слегка сжимайте, чтобы получился шарик. А теперь я попробую соединить ваши шарики, и кто же у нас может получиться? (взрослый делает снеговика). Кто это? ( дети отвечают: «Снеговик»). А еще из песка, как и из снега, можно с помощью формочек лепить разные фигурки (детям предлагаются различные формы для лепки из песка). Ну что же, ребята, нашему песочку пора отдохнуть, давайте скажем ему: «Спасибо!».(дети благодарят песочек и убирают за собой песок и формочки).
6. Развитие общей моторики, зрительно-моторной координации.
Включается музыка «Кабы не было зимы»
Логопед: Ребятки, а пойдемте вместе поиграем в снежки.
На пол из ведра высыпаются комки. Детям предлагается покидать их в друг друга.
Логопед: А теперь давайте мы будем кидать комки в ведро, кто у нас самый меткий?
7. Релаксационное упражнение.
Включается спокойная релаксационная музыка, приглушается свет.
Психолог : Ребятки, вы наигрались, устали. Ложитесь на волшебную полянку, отдохните.
Логопед: Поднимите ручки вверх, опустите вниз, погладьте свой животик, ручки, головку. Закройте глазки.
Включается «Звездное небо».
Психолог : Ребятки, откройте глазки, посмотрите на звездочки. Найдите красную звездочку, синюю, желтую. Помашите ручками звездочкам. А теперь скажите звездочкам до свидания.
«Звездное небо» и релаксационная музыка выключаются. Включается свет. Дети поднимаются.
8. Прощание.
Дети становятся в круг, хлопая в ладоши произносят слова вместе с логопедом и психологом.
Логопед: Отдохнули, поиграли и совсем мы не устали.
Психолог : Всем спасибо, детвора. До свидания, пока!
Дети уходят в группу.