Эльвина Хабибуллина
Консультация «Психогимнастика для дошкольников»
«Психогимнастика»
Что такое психогимнастика? Из самого звучания слова становится ясно, что это что-то связанное с движением и психикой. Но при чем же тут музыка? Дело все в том, что любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциями. Психогимнастические упражнения объединяют различные психические функции – то есть сводят в единое целое мышление, эмоции и движения и помогают ребенку научиться сознательно ими управлять. А поскольку язык музыки – это язык образов, эмоций и чувств, вполне естественно, что она играет далеко не последнюю роль в занятиях психогимнастикой. И наоборот, научившись понимать свои и чужие эмоциональные состояния, приобретя умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения ( то есть познакомившись с понятиями: приятно, неприятно, беспокойно, страшно, удивительно и другими, ребенок лучше поймет образный строй музыки.
Публикация «Консультация „Психогимнастика для дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Психогимнастика развивает у ребенка умение управлять своими психическими процессами, творческие способности и эмоционально-коммуникативные навыки.
Все занятия проходят в форме игр – драматизаций на понятные и увлекательные для ребенка темы. Это могут быть «Магазин игрушек», «В гостях у Бабы Яги» или, например, «Гонки на машинах». Персонажами игр становятся и взрослые, и дети. Каждое упражнение включает фантазию, чувства и движения ребенка, чтобы он научился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. Еще одно важное условие психогимнастической игры – обязательное отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события сюжета должны быть воображаемыми. Вначале образы фантазии предлагает взрослый, а ребенок свободно их развивает, а со временем можно будет включить в занятие творческие идеи и предложения самого ребенка. Помогите ребенку получить удовольствие от таких игр, ведь они учат нелегкому делу: умению управлять собой. Ну а подходящая по образному содержанию музыка станет им ценным помощником в этих занятиях.
Игры гномиков
Привет, малыш! Сегодня мы с тобой познакомимся с маленькими волшебными человечками и поиграем с ними. Этих человечков зовут гномиками.
Они такие же маленькие, как и ты, а бывают еще меньше. (Покажите рукой произвольную высоту от пола). Покажи, какие малюсенькие бывают гномики? (Ребенок показывает рукой меньшую высоту).
Еще у них есть длинная борода. (Покажите какая. Ребенок показывает на себе, какая у гномиков длинная борода)
На ногах гномики носят деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат башмачки? (Ребенок топает ножками).
Живут гномики в маленьком домике, который очень сладкий. Он сделан из пряников. (Покажите, какой сладкий у гномиков домик. Ребенок облизывается).
После этого вы можете спеть веселую «Пряничную песенку» муз. А. Журбина
Я – дедушка, когда я буду хлопать в ладоши, гномики (ребенок) шагают ко мне. А если я запою песенку (поете «ля-ля-ля», начинают прыгать. (Попеременно прохлопываете какой-нибудь ритм в ладоши и поете, ребенок выполняет соответствующее движение.)
На голове у гномиков колпачки с бубенчиками. Стали они хвастаться у кого звонче звучит бубенчик. (Поете песенку «Бубенчики», под которую ребенок выполняет движения). Бубенчики висят, качаются, звенят.
Повторим мы их звон: динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Головкой влево мотали, наклоняли ее подальше к плечику, теперь вправо, вперед и назад
(обратите внимание, чтобы ребенок выполнял это движение расслабленно).
Пришли гномики к озеру – и ну давай брызгаться. Кулачки сжали и колотят по воде: раз, два, три. Летят брызги во все стороны. Стали гномики баловаться – все быстрее и быстрее по воде колотят (считаете с ускорением – раз, два, три, а потом с постепенным замедлением). Устали гномики, кулачки стучат тихо-тихо.
Отдохнули гномики (ребенок расслабляет руки, чтобы они свободно висели и качались вдоль туловища, и стало им скучно. Решили гномики брыкаться и скакать на одной ножке (прыжки и подскоки под песенку «Скок-скок, поскок»)
Скок, скок, поскок, молодой дроздок, по водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька – невеличенька. Сама с вершок, голова с горшок.
А тут сильный ветер подул, прямо к земле валит. Гномики то одним боком повернутся, то другим, прикрывают голову от ветра, ножки пошире ставят. Так и дошли до леса.
Вдруг увидели гномики – посреди лесной поляны медведь развалился и спит. Что делать? Сняли гномики тогда свои шапочки и тихо на цыпочках прошли мимо спящего мишки. Если я вижу, что мишка просыпается, тихонечко пою: «Ку-ку» - и гномик застывает на месте, чтобы медведь его не заметил. А когда махну рукой, – можно идти. (Ребенок очень тихо подходит к медведю, несколько раз останавливаясь на пение взрослого «ку-ку», потом осторожно перешагивает через медведя, плавно, боясь лишний раз пошевелиться).
Ура! Вот мы и пришли домой. Давай возьмемся за руки и убежим назад, в наш пряничный домик.
После занятия с элементами психогимнастики поговорите с ребенком, обсудите, какие эмоции он испытывал в ходе игры. Дети, как правило, не могут полностью осознавать все свои ощущения, но это пока что и неважно. Пусть ребенок сосредоточиться хотя бы на одном своем мышечном ощущении и сравнит хотя бы пару противоположных эмоций (например, радость – печаль). Это поможет в будущем развить способность к сознательным сменам эмоциональных и мышечных ощущений. Мастерски используя музыку в своих играх, вы поможете ребенку овладеть этими непростыми навыками. Ведь все дети интуитивно ощущают образы и характер звучащей музыки, а значит, могут развить в себе умение сознательно различать эмоции.
Для того, чтобы научить ребенка различать в музыке противоположные эмоции – радость и грусть, поиграйте в игру
«В гостях у Мажора и Минора»
Когда-то давным-давно на свете существовал Серый город. Серым он назывался потому, что жители этого города знали всего лишь одну песню, звучащую на одном звуке. Они пели ее и в радости и в грусти. Их жизнь от этого казалась скучной и однообразной. Но вот в один прекрасный день все переменилось: появились в нем два музыканта. Они были родными братьями, но совершенно не были похожи друг на друга. Брат по имени Мажор был улыбчивым, жизнерадостным, любил шутить и приплясывать. На своей дудочке он играл такую мелодию. (Поете радостно)
На зеленом лугу, их-вох! Раз нашел я дуду, их-вох»
То не дудка была, их-вох, веселуха была, их-вох!
(Спросите ребенка, каким он представляет брата Мажора, попросите показать, как он играл на дудочке, как танцевал и смеялся).
Другого брата звали Минор. Он был печальным и немного угрюмым, любил вечерком посидеть у реки и погрустить о чем-нибудь. У него тоже была дудочка, на ней он играл песенку, которая была похожа на песенку брата Мажора. (Поете грустно)
На зеленом лугу, ой-ой! Раз нашел я дуду, ой-ой»
То не дудка была, ой-ой, веселуха была, ой-ой!
(Спросите, чем отличается песенка брата – Минора? Хочется ли под нее плясать? Что хочется делать под такую песенку)
Жители города полюбили и самих братьев, и их музыку. Ведь не могут люди все время только веселиться или только грустить. Теперь и в радости и в горе у них была разная музыка. И серый город перестал быть таким скучным, а стал разнообразным и цветным.
После прослушивания сказки инсценируйте песенки братьев. Пусть кто-то из вас сыграет роль Мажора, а кто-то Минора. Покажите, как играет брат Мажор на дудочке (помните, все должно быть воображаемым). Движения, которые можно использовать для выражения радости – поднять вверх большой палец, остальные сжаты в кулачке; улыбка; пританцовывания. Пусть Мажор утешит Минора – погладит его по головке, обнимет, позовет танцевать. Попросите ребенка нарисовать портреты братьев.
Игра «Тучка и солнышко»
Исполнение этой песенки сопровождайте жестами: «солнышко» - растопыренные ладошки, улыбка на лице; «тучка» - сжатые кулачки, печальные глазки.
Тучка с солнышком опять (Ладошка и кулачок попеременно)
В прятки начали играть (Прячутся друг за друга)
Только солнце спрячется (Кулачок разжимается)
Тучка вся расплачется (Пальцы вяло опущены)
Только солнышко взойдет (Ладошки растопырены)
В небе радуга взойдет (Рисуем в воздухе радугу)
Для игр, развивающих сознательное различение противоположных эмоций используются стихи, которые можно инсценировать подходящими движениями, жестами и мимикой.
Встало солнце кислое. ( Эмоции: печаль, уныние, тоска)
Смотрит – небо кислое (Движения вялые, мышцы расслаблены)
В кислом небе – кислое ( Мимика: уголки рта опущены)
Облако повисло (Глаза полузакрыты)
И спешат несчастные кислые прохожие.
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый! Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
(Э. Мошковская)
- Отчего же ты грустна, серебристая луна?
- Я вчера звезду с небес уронила в черный лес.
- Зря печалишься, луна, ты на свете не одна.
Я на зорьке в лес пойду и найду твою звезду.
(Ф. Грубин)
Радость пробежала по дорожке ( Эмоции: радость, восторг, удовольствие)
Радость распахнула все окошки. (Движения быстрые и энергичные)
Радуется клен, что он силен:
Радугу на ветке держит он. ( Мимика: улыбка)
Рады зайцы, что спугнули волка. Новым шишкам радуется елка.
Радость запрягает лошадей. Разбудите, дети, всех людей!
Надевайте лучшие одежки – радость распахнула все окошки.
(М. Карем)
Рады, рады, рады ( Эмоции: радость и удивление)
Светлые березы (Движения энергичные, с резкими остановками)
И на них от радости (С характерными для удивления жестами)
Вырастают розы. (Поднять плечи, руки развести в стороны)
Рады, рады, рады ( Мимика: улыбка, поднятые вверх брови)
Темные осины и на них от радости растут апельсины.
То не дождь пошел из облака и не град.
То посыпался из облака виноград.
(К. Чуковский)