чураева мария
Конспект проведения экскурсии на экологической тропе в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведению экскурсии на экологической тропе в детском саду
Цель: формирование знаний о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.
Публикация «Конспект проведения экскурсии на экологической тропе в детском саду для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Задачи: познакомить детей с ролью лесничего; Вспомнить правила поведения в лесу; Рассматривание плодов, семян, формы листьев. Закрепление знаний о видах деревьев и кустарников: акация, тополь, вяз, шиповник. Познакомить со средой обитания насекомых, обогащение знаний о жизни жуков, червей, улиток и других, их пользе. Познакомить детей с целебными травами: описание внешнего вида, время сбора, назначение. Пополнение знаний о съедобных и несъедобных грибах, закрепление правил их сбора. Наблюдение за ростом саженцев и рассказ воспитателя о хвойных и лиственных деревьях: об их отличии, значении для природы и хозяйственной деятельности человека.
Ход занятия
Начало пути (экскурсии).
Воспитатель проводит вводную беседу, коротко рассказывает, что такое природная экологическая тропа.
- Ребята! Сейчас вы пройдете по тропе. Ее проложили для вас педагоги и работники нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много интересного о природе нашего края: деревьях, кустарниках, травах, о птицах и насекомых. Узнаете, что природа дарит человеку, и как человек должен охранять все живое.
Детям показывается план тропы и отмечаются остановки на маршруте.
Первая остановка «Долина лесника».
«Природа дает человеку все необходимое для его жизни - пищу, жилье, одежду. Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить о правилах поведения, напоминать тем, кто забывает».
В: дети предлагаю вам вспомнить и назвать правила поведения в лесу.
Вторая остановка «Все на свете друг другу нужны»
В: Ребята обратите внимания, что растения в природе располагаются уровнями: первый уровень - травы, второй - кустарники, третий - деревья.
«Человек использует растения для своей жизни - они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается правильно использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки».
(показать взаимосвязь в природе: для нормальной жизнедеятельности растениям нужны почва, свет, тепло, влага. Птицы, живущие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, которые служат им кормом, тем самым спасая деревья, кустарники, травы от гибели, от вредных насекомых).
3) Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете».
Все - все –
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Третья остановка «Кто под камушком живет?» (Место обитания насекомых.)
Чтение рассказов «О муравье», «Жук на дереве», «Бабочка».
Подвести детей к выводу о взаимосвязи между живой и неживой природой, между природой и человеком, его трудовой деятельностью (растения — насекомые - вредители - муравьи - необходимость охраны).
Четвертая остановка «Старое дерево».
1) Разговор с детьми об охране деревьев. Вопросы: От чего дерево может заболеть? (тля, оголение корневой системы, засуха, Кто лечит больное дерево? Что делают со старым деревом? Показать, как определять живое дерево или нет (что на них растет и кто живет в дуплах).
2) Слушание пения птиц.
3) Чтение стихотворения «Дедушка-дерево».
Пятая остановка «Лесная аптека».
Размещаются указатели лечебных трав, находящихся на поляне: подорожник, ландыш, календула, ромашка, мята, зеленая груша, одуванчик.
Шестая остановка «Молодой лес».
На специально организованном участке растут молодые посадки рябины, клена, березы, ели.
Воспитатель особое внимание обращает на ель - почему медленный рост (почва - взаимосвязь) и рассказывает о том, что ель не только очень важна в жизни человека, но и очень полезна как все хвойные деревья - воздух вблизи хвойных лесов особенно чист, так как хвоей выделяются особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы.
2) Если экскурсия проходит весной, следует организовать высадку молодых саженцев ели, либо других видов деревьев и кустарников.
3) Наблюдение у муравейника.
4) Разговор о перелетных птицах у скворечника, прикрепленного к стволу дерева.
Вопросы детям:
Ребята, как вы думаете, чье это жилье? Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? Какие птицы могут селиться в таких домиках? Что вы знаете о жизни скворцов? Почему человек так о них заботится? (Подчеркнуть взаимосвязь - цепочку связей:
• питательные вещества почвы (неживая природа);
• насекомые, поедающие растения;
• скворцы (птицы, питающиеся насекомыми и очищающие парки, леса, сады;
• человек, заботящийся о привлечении этих птиц и помогающий тем самым сохранению природы (скворечник - объект, сделанный руками человека).)
- Какую пользу приносят скворцы?
- Кто из вас участвовал в изготовлении скворечников?
В зависимости от того, в какое время года проводится экскурсия по тропе, воспитатель может сосредотачивать внимание детей на тех полезных делах по охране птиц, которые характерны для данного сезона (развешивание скворечников, гнездующиеся птицы, насиживание яиц, первые полеты, зимой - устраивание птичьих столовых, емкостей для воды).
Седьмая остановка «Березовая роща»
1) Береза - символ русской природы, воспетой многими поэтами во все времена.
2) Чтение стихов о березе.
3) Подвести к выводу о взаимосвязи в природе, об отношении к ней.
Чтение отрывка из стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете»:
- Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все - все - Все на свете,
На свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
4) Хоровод у березы.
Воспитатель: Вот такое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропе. (Дети заходят в группу).