Екатерина Лыткина
Конспект проведения родительского собрания-игры «Семь лепестков здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи:
• Повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения;
• Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект проведения родительского собрания-игры „Семь лепестков здоровья“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Проектор, экран, ноутбук, презентация; мяч, медали здоровья, карточки с названиями режимных процессов
(подъем, гигиенические процедуры, зарядка, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, игры, ужин, прогулка, карточки с продуктами питания,
листы бумаги, карточки 4 стиля отношений.
Подготовительная работы:
1. Рассылка приглашения родителям.
2. Анкетирование родителей.
3. Проведение анализа состояния здоровья воспитанников.
ХОД.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства.
Цель нашей сегодняшней встречи – узнать, что такое здоровье, как его сберечь и укрепить у наших детей.
Игра для родителей «Передай мяч»
Я предлагаю вам встать около стульев и поиграть в игру «Закончи предложение: здоровье – это…»
Я кину мяч одному из вас, и вы, возвращая мяч мне, должны будете закончить фразу «Здоровье – это…». Задание понятно?
Я согласна со всеми вашими высказываниями. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Присаживайтесь.
Сегодня мы с вами поиграем, но перед этим вам нужно разделиться на 2 команды. Выполняя каждое задание, победившая команда будет получать медальку здоровья. В конце нашего собрания мы с вами подсчитаем медальки и посмотрим, какая же команда родителей лучше знает, как сберечь и укрепить здоровье ваших деток. Начнем?
Помните сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток, Женечка могла загадывать любое желание, и оно тотчас исполнялось.
И вот когда у неё остался последний лепесток голубого цвета, она нашла нового друга и велела, чтобы Витя немедленно был здоров!
У меня тоже есть такой цветок – Цветик-семицветик и давайте потратим все его лепестки на сохранение и укрепление здоровья наших детей.
И в конце нашей игры мы с вами увидим, из чего же состоит здоровье наших деток. На лепестках вы можете увидеть из чего же состоит здоровье детей. А мы с вами узнаем об этом немножечко больше.
2. Отрываем первый лепесток.
Режим дня
Для здоровья и полноценного развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Давайте с вами выясним из чего состоит правильный режим дня ребенка.
У меня для вас есть карточки с названиями режимных процессов, ваше задание расставить их по порядку. На счет три, команды начинают собирать по порядку режим дня ребенка. Кто быстрее, НО ПРАВИЛЬНО выполнит задание, та команда получает медальку здоровья.
(подъем, гигиенические процедуры, зарядка, завтрак, игры, прогулка, обед, сон, игры, ужин, прогулка)
Молодцы! А мы продолжаем узнавать, что необходимо для здоровья наших деток.
3. Следующий лепесток к здоровью наших детей идет «Питание»
В дошкольном учреждении меню дневного рациона разработано таким образом, что оно обеспечивает каждого ребёнка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, а также витаминами и микроэлементами. Не следует забывать родителям и о правильно организованном питании дома в выходные и праздничные дни.
Если ребенок по какой-либо причине остался дома, то советую вам соблюдать следующие рекомендации.
В течение дня детей нужно кормить не менее четырех раз, причем трижды обязательно включать в меню горячее блюдо. Перерывы между трапезами больше 4 часов могут привести даже к снижению памяти и работоспособности, в то время как слишком частые перекусы портят аппетит и ухудшают усвояемость пищевых веществ. Кроме этого, еда для детей должна быть свежей, ароматной, красиво оформленной и вкусной.
Наиболее распространённый метод в работе с дошкольниками является игра. Давайте поиграем. Мне очень хочется, чтобы все члены команды выполнили следующие задания.
Предлагаю поиграть вам в игру «Вредные продукты».
У вас на столах лежат карточки с продуктами питания. Определите есть ли среди них вредные продукты. Если есть, выбросите в корзину, если продукты питания полезные, положите их в продуктовую корзинку. Правила такие, кто правильно назовет все продукты, получает медальку здоровья, команды будут выступать по очереди, продукты у команд разные. Если обе команды справятся одинаково правильно, то соответственно обе команды получают по медальке здоровья.
4. Лепесточек Гигиены
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения.
Уважаемые родители, В нашу группу дети приходят из домашних условий. Ваши детки уже совсем большие, но это не значит, но не нужно продолжать прививать ребенку гигиенические навыки. И вот к вам вопрос. Как вы думаете, какие культурно- гигиенические навыки должны быть уже сформированы у ваших детей?
А сейчас мы с вами и проверим, все ли родители знают и помнят про правила гигиены.
За каждый правильный ответ вам будет выдаваться медалька здоровья.
Воспитываем опрятность у детей, учим следить за внешним видом, пользоваться горшком, салфеткой, платком.
· Приучаем ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце.
· Воспитываем у детей умение самостоятельно мыть руки с мылом, лицо, насухо вытираться полотенцем.
· За столом воспитываем умение правильно держать ложку, правильно сидеть за столом, обучаем правилам этикета, умению пользоваться салфеткой.
· Воспитываем умение самим надевать колготки, носки, шорты, сандалии, футболки, учим застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно вешать свою одежду на стульчик перед сном и в шкаф после прогулки.
Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Полезные и хорошие навыки, привитые с детства в культурно-гигиеническом развитии, делают ребенка более свободным, т. к. о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются автоматически, словно сами собой. Они помогают сохранить здоровье и облегчить жизнь.
5. Лепесточек движения
Как вы думаете, уважаемые родители, что мы с вами узнаем в этом разделе здоровья деток?
Правильно, мы с вами узнаем, что же именно входит в раздел спорта для детей. Возможно, кто-то из вас уже знает все, а кому-то эта информация будет полезной и новой. И может кто-то уже догадался, с чего начинается день ребенка с темой спорта?
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – первый шаг к здоровью. Она помогает организму пробудиться от сна; способствует повышению работоспособности; улучшает самочувствие. Уважаемые родители, а кто из вас вместе с детьми делает утреннюю гимнастику? Предлагаю всем вместе немного размяться и позаниматься. Выходите, вставайте посвободнее.
Так же дорогие родители нужно не забывать про Гимнастика для глаз
Современные дети очень много времени проводят перед экраном телевизора, компьютера, планшета, телефона. Которые оказывают на зрение вредное воздействие, так как не всегда соблюдаются необходимые гигиенические требования: расстояние до экрана и количество времени проведенное перед ним. Конечно, за этим надо строго следить. Необходимо снимать зрительное напряжение. В этом нам помогает традиционная зрительная гимнастика: переводить взгляд с ближнего предмета на дальний. Но можно использовать и более интересный для детей вариант. Стихотворение. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы будете выполнять движения глазами, голова должна стоять на месте и не двигаться.
Родители, а самое главное-то мы с вами забыли. Двигательная активность
Движение – это жизнь. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Родители, а вы помните, в какие игры вы играли в детстве? И я предлагаю вам опять немножечко размяться. Попрошу вас встать. Игра «Замри»
А сейчас мы поиграем,
За туловищем понаблюдаем.
Мы увидим, как с помощью скелета наше тело принимает разные положения.
По сигналу «РАЗ-ДВА-ТРИ-Замри!» вам нужно принять позу согласно изображению на экране (5—8 карточек.)
Мы помним, что мы еще команды, соревнуемся, Наш педагог будет выбирать, чья команда лучше показала- повторила позу, той команде вручается медалька здоровья. Готовы? Внимательно смотрим на экран. «РАЗ-ДВА-ТРИ-Замри» Молодцы, родители. Ну что, педагогу понравилась какая команда?
6. Лепесточек Закаливание
Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”. Об этом мы и поговорим.
Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:
— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;
— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;
— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение, и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).
У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.
Начинать закаливать ребенка можно в любом возрасте, как только малыш и его родители будут к этому готовы, — главное, чтобы на момент начала закаливающих процедур ребенок был полностью здоров. Чем раньше родители начнут закаливание своего малыша, тем лучше. Рекомендуется включать процедуры закаливания в ежедневный уход за малышом с первых дней жизни (например, принимать воздушные ванны). Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным, особенно для ослабленных малышей, является теплое время (поздняя весна, лето, ранняя осень).
Перед началом оздоравливающих процедур необходимо обязательно проконсультироваться с врачом, который определит группу здоровья малыша и в зависимости от нее порекомендует соответствующий комплекс закаливающих мероприятий
И вот вновь вопрос к родителям. Знаете ли вы какие виды бывают закаливаний? И снова кто больше даст ответов, та команда получает медальку здоровья
- аэротерапию. Это длительные прогулки на свежем воздухе
- закаливание солнцем или гелиотерапия. Этот способ дарит бодрость. Благодаря поглощению солнечного света и тепла, в организме улучшаются все обменные процессы, нормализуется кровообращение, укрепляются мышцы.
- прогулки босыми ногами. Человеческие стопы, как никакая другая часть тела, имеют огромное количество активных точек. Они стимулируются во время ходьбы. В обуви этот процесс несколько ограничен.
- закаливание с помощью водных процедур.
а) обтирание влажным полотенцем. Это начальный этап. Предварительно смочить водой губку или небольшое полотенце. Затем, начиная с шеи, обтереть все тело. По завершении хорошо растереться сухим полотенцем. Хорошо, если кожа слегка покраснеет;
б) прохладный душ. Начинать стоит с температуры воды около 32 градусов. Продолжительность не более 60 секунд. Постепенно вода охлаждается, а время увеличивается;
в) контрастный душ. Способ для более продвинутых. Предполагает мытье поочередно горячей и холодной водой;
г) обливание ног. Это тренировка перед полным обливанием. Начинать нужно с воды температурой 23-25 градусов. Постепенно охлаждая воду, можно дойти почти до нулевой температуры;
д) полное обливание. Техника та же. Для начальных процедур необходима вода около 30 градусов. Постепенно температуру воды нужно понизить до 15 градусов и ниже. После обязательно обтереться полотенцем.
7. 5 лепесток здоровья у нас Прогулка
Прогулка – это надежное средство укрепления здоровья ребёнка. Пребывание детей на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма, оказывает закаливающий эффект, который является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. На прогулке дети много двигаются, что оказывают положительное влияние на физическое развитие ребёнка.
У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Длительность прогулки стоит определять в соответствии с погодными условиями. В летнее время года ребенок может находиться на воздухе целый день. Не менее полезны и зимние прогулки. Морозный воздух лучше всего насыщен кислородом, поступая в организм, он стимулирует мозговую деятельность.
Нельзя только гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.
Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей.
Помните, правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит гармоничное развитие и здоровье вашему малышу.
Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.
8. И последний лепесток здоровья, который я считаю одним из наиболее важным для ребенка- лепесток психологическое здоровья
Мне интересно ваше мнение, родители. Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека?
Ещё в древности один поэт сказал:
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит».
Прежде чем начать разговор, я хотела бы провести небольшой тест. Прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, внимательно слушать меня и точно выполнять инструкции.
Попрошу Вас:
-закрыть глаза;
• не открывая глаз, согнуть лист пополам;
• не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
• не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
• не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
• не открывая глаз, оторвать верхний левый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные, но самые родные и любимые.
Представьте своего ребёнка, его лицо, глаза, улыбку.
Теперь по очереди Продолжите фразу: «Мой ребёнок лучший, потому что…»
Действительно, для каждой мамы свой ребёнок в любом возрасте самый красивый, самый ласковый, самый родной, самый лучший. Родители мечтают о счастливом будущем своего малыша.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом еще лучше и духовно богаче.
От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:
• авторитетный (принимающий, демократический) ;
• авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный) ;
• либеральный (бесконтрольный, попустительский) ;
• индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку) .
А теперь немного поиграем. Опять же наш педагог будет выбирать, чьей команды ей больше понравились ответы, получает медальку здоровья.
В течение 5 минут группам необходимо подумать и ответить на вопрос «Какие качества сформируются в ребенке при данном стиле воспитания?», «К каким последствиям для ребенка приведет данный стиль воспитания?» Приблизительные ответы на вопросы.
Авторитетный стиль
Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль
Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях) .
Либеральный стиль
Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль
Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т. ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.
Итог- рефлексия