Ирина Баранова
Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Коммуникативная деятельность (развитие речи) в старшей группе»
«Детство. Примерная образовательная программа
дошкольного образования» 2016 года)
Тема: «Осенняя прогулка»
Выполнила: Баранова Ирина Владимировна
Воспитатель МБДОУ «Д/С 105»
Цель: Активизация словаря по осенней тематике и развитие связной речи.
Задачи
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическое и бережное отношение к природе, умение любоваться ей.
Публикация «Конспект проведения НОД по развитию речи в старшей группе „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
-Воспитывать любовь к родным просторам.
-Воспитывать культуру общения.
Обучающие:
- Учить самостоятельно находить признаки осени,
- Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев,
- Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных и подбирать антонимы,
- Уточнить знания о различных видах транспорта,
-Обогащать словарь словами: моросящий, затяжной (дождь, искристое, жгучее, южное (солнце, резные (листья) и др.
Развивающие
- Устанавливать причинно-следственные связи, решать противоречия;
- Активизировать речевую деятельность детей,
-Развивать диалогическую доказательную речь, приводя примеры из собственной жизни.
- Формировать умение обосновывать свои ответы.
Оздоровительные
-Активизировать детей к активным действиям на образовательной деятельности и играм.
-Регулировать правильное дыхание.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за осенними явлениями в природе на прогулках (за солнцем, небом, ветром, дождем, листопадом).
2. Работа с календарём природы.
3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
4. Составление гербария.
Материалы и оборудование:
1. Карта путешествия, на которой символами обозначены остановки (Солнечная, Дождливая, Лиственная, Осенняя).
2. Зонтик, украшенный листьями и дождем.
3. Осенние листья, вырезанные из цветного картона с нарисованными прожилками.
4. Зеркало, изготовленное из картона, фольги и фонарика для игры «Солнечные зайчики».
5. Волшебная шкатулка для сюрпризного момента.
6. Смайлик релаксирующий для активизации детей на речевую игру.
7. Кукла, изготовленная из бросового и природного материала, Девушка-Осень.
8. Экран, проектор, диск с мультимедийной презентацией «Осенняя прогулка».
9. Музыкальный центр, диск с музыкой «Солнечный зайчик» из репертуара Олега Попова(min, «Весёлые Паровозики из Чаггингтона», «Дождик», «Листопад» (min).
Ход занятия.
-Ребята, здравствуйте, меня вы узнали? Я волшебница Осень и очень рада вас видеть!
-Здравствуй, Осень!
-Вы хотите совершить со мной путешествие по осеннему лесу?
-Да, хотим!
-Путешествие не простое, а волшебное.
- Вы увидите то, чего нет на самом деле. Вы согласны?
- Ребята, а что же нам необходимо взять с собой в дорогу, чтобы мы не заблудились?
-Компас, карту…
-Правильно!
-Для нашего путешествия я приготовила карту, которая будет нашим помощником.
(дети рассматривают план, находят на плане остановки: Солнечная, Дождливая, Лиственная, Осенняя)
-Для путешествия нам предстоит выбрать вид транспорта. На чём можно путешествовать?
-На машине, на самолёте, на поезде!
-Замечательные идеи! А давайте отправимся на волшебном паровозике! -Согласны?
-Согласны!
-Итак, вы готовы отправиться в путь?
- Да!
Но прежде чем это сделать, давайте отметим, какая на улице погода?
-Погода пасмурная, дождливая, осенняя.
-Отправляемся в путь.
(звучит музыка «Весёлые Паровозики из Чаггингтона») Дети встают друг за другом, выполняют имитационную ходьбу.
-Первая остановка «Солнечная».
-Ребята, давайте с вами во время нашей Солнечной остановки побеседуем о солнце.
-Давайте.
-Ответьте, пожалуйста, на вопросы: какое сейчас солнце и каким оно было летом?
-Солнце сейчас не яркое, летом оно грело, а сейчас не греет.
-Что стало с солнцем?
-Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть.
-А что бы случилось, если бы солнце светило всегда одинаково?
-Если бы солнце светило всегда одинаково, то не было бы осени, зимы и весны.
-Ребята, а какое солнце будет зимой?
-Зимой солнце будет светить и греть ещё меньше.
-Придумайте, пожалуйста, определения к слову «солнце», какое оно?
-Солнце – яркое, тёплое, искристое, ласковое, жгучее, южное …
-А давайте поиграем в игру «Солнечные зайчики». -Давайте поиграем.
-Вы знаете, как в нее играть? Что для нее нужно?
-Знаем! Нужно зеркало. Его направляют к солнечным лучикам так, чтобы свет от зеркала падал на окружающие предметы. Это – солнечные зайчики. Надо их ловить!
-Есть у меня такое волшебное зеркальце в мое волшебной шкатулке.
(звучит музыка «Солнечный зайчик» из репертуара Олега Попова(min) – физкультминутка.
«Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком-
Пусть бегут ко мне!
Ну, лови, лови скорей,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Прыг – скок, прыг- скок,
Убежал на потолок!»
(с помощью волшебного зеркала с фонариком пускаются солнечные зайчики) Дети стараются поймать солнечных зайчиков.
-Немного отдохнули, поиграли и отправляемся дальше.
(звучит фрагмент первой мелодии)
-Следующая остановка «Дождливая».
Дети имитируют под музыку.
-Ребята, а какой бывает дождь?
-Летний, осенний, грибной, моросящий, затяжной.
-Что значит моросящий?
-Когда много маленьких капелек.
-Что значит затяжной?
-Когда дождь идет и идет, никак не остановится.
-Какой дождь бывает летом?
-Тёплый, грибной.
-А осенью?
-Моросящий, холодный, затяжной.
-Какой дождь бывает зимой?
-А зимой дождь превращается в снег.
-Зимний дождь бывает со снегом.
-Зимний дождь очень холодный.
-На что похож дождь?
-На воду из душа, из лейки ….
-Какой дождь более важный: летний или осенний?
-Летний и осенний дожди очень нужны!
-Для чего?
-Они питают землю и растения влагой.
-А что есть неприятного у дождя?
-Одежда промокнет, человек может заболеть.
- Чтобы не промокнуть, что нужно предпринять?
-Запастись зонтиком.
-И у меня есть волшебный осенний зонтик! -Хотите с ним поиграть?
-Хотим!
Игра называется «Солнышко и дождик».
-Когда я произношу слово «солнышко», вы спокойно гуляете вокруг меня.
А когда звучит сигнал «дождик», быстро собираетесь под зонтиком.
Дети спокойно ходят
Во время сигнала «дождик» дети прячутся под зонтиком.
-Молодцы, никто не промок!
(звучит фрагмент первой мелодии)
-Едем дальше.
Дети двигаются к следующей остановке.
-Остановка «Лиственная»
-Рассмотрите пожалуйста листья, которые лежат на столе.
-Почему листья желтеют?
Потому что осенью деревьям поступает мало тепла и света.
-Почему листья облетают?
-Листочкам становится очень холодно и сок деревьев уходит в корни, под землю.
-Деревья готовятся к зимнему сну. Литья без сока опадают.
-Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев?
-Листочки замёрзнут, потому что наступит зима и мороз.
-Как называется явление, когда падают листья?
Листопад!
-Молодцы!
-Посмотрите внимательно на листья, они от разных деревьев.
-Девочки, найдите листья берёзы и рябины, а мальчики – клёна и дуба.
-Все ли листья одного цвета?
-Нет, не все.
-Поиграем с листиками.
(звучит музыка «Листопад»» (min)
Имитационная игра «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер - полетели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
Все листочки вверх поднял!
Закружились, полетели
и на землю тихо сели… Дети повторяют движения за Осенью (воспитателем).
- Осенью все любят собирать листья. Давайте, мы с вами тоже соберем осенний букет.
1,2,3,4,5 будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листики клена, листья осины,
Листики дуба мы соберем
И осенний букет принесем!
-Какой замечательный осенний букет у нас получился!
Дети собирают листья в букет.
-Пока мы листочки собирали – на Осеннюю остановку попали.
- Здесь нас ждет очень интересная игра «Назови, какое!»
-Я вам буду передавать весёлый смайлик и говорить слова, а вы мне отвечаете на вопросы: какой, какая, какие со словом «осенний»
- Небо какое?
-Осеннее!
- Ветер какой?
-Осенний!
- Солнце какое?
-Осеннее!
- Цветок какой?
-Осенний!
- Погода какая?
-Осенняя!
-Молодцы!
- А теперь игра на внимание!
Отвечайте быстро, все вместе.
-Осенью растут грибы?
- Да!
-Тучки солнце закрывают?
- Да!
-Колючий ветер прилетает?
- Да!
-Туманы осенью плывут?
-Да!
-Ну а птицы гнезда вьют?
-Нет!
-А букашки прилетают?
-Нет!
-Урожай все собирают?
-Да!
-Птичьи стаи улетают?
-Да!
-Часто-часто льют дожди?
-Да!
-Достаем ли сапоги?
-Да!
-Солнце светит очень жарко?
-Нет!
-Можно детям загорать?
-Нет!
-Ну а что же надо делать-
-Куртки, шапки надевать?
-Да!
-Вот и закончилось наше волшебное
Путешествие по осеннему лесу.
Вам понравилась наша прогулка?
-Да, понравилась!
-Мы с вами выполнили все задания и рассказали о самом красивом времени года «Осень».
-Ребята, осень - это время сбора урожая и я вам сегодня принесла свои гостинцы!
-Я рада была с вами познакомиться, до свидания, до новых встреч!
(под музыку осень уходит)
-До свидания!