Светлана Полякова
«Мыльное волшебство». Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для старшего дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
«Мыльное волшебство»
Цель:
Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- обогатить представления детей о предметах окружающего мира;
- дать возможность применить на практике полученные знания о свойствах воды.
Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать интерес к экспериментированию;
- продолжать формировать умение договариваться о совместной деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность;
- продолжать формировать доброжелательные отношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие»: Формировать познавательные действия, развивать познавательную активность; формировать умение на основе опытов анализировать, обобщать результаты, делать выводы.
2. «Социально-коммуникативное развитие»: Развитие общения а взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, формирование основ безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов.
3. «Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной, связной речи, обогащение активного словаря.
4. «Физическое развитие»: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
5. «Художественно-эстетическое развитие»: реализация самостоятельной творческой деятельности.
Интеграция детских видов деятельности
Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Предварительная работа
- чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр»;
- проведение опытов с водой.
Оборудование и материалы:
Технические –музыкальные записи, аудиосистема.
Методические- схемы.
Организационные- пустые флаконы мыльных пузырей, мыльницы с кусочками мыла, жидкое мыло, миски с водой, воронки, фартуки по количеству детей, салфетки.
Планируемый результат:
Дети самостоятельно проводят опыты с опорой на схему, делают соответствующие выводы.
Ход НОД
1. Мотивационный этап.
Дети в свободной игровой деятельности.
Подзываю их к себе.
В. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я хочу с вами поговорить. Напомните мне, какое сейчас время года? Правильно-весна. И посмотрите, какой сегодня чудесный день. В такие дни хочется веселиться, радоваться. А давайте сегодня устроим в нашей группе праздник, чтобы наше настроение стало еще лучше? Я вам предлагаю устроить праздник мыльных пузырей, потому, что мыльный пузырь похож на солнце, он такой же круглый. Согласны? Тогда открывайте свои флакончики и начнем наш праздник.
Дети открывают флакончики, но они пустые.
В. Наверное, когда я несла их на работу, нечаянно открыла крышки и они пролились.
Проблема: Что же делать? Как нам быть? Где же пузыри добыть? Как вы думаете, ребята?
Озвучиваются предложения детей.
В. Какие интересные идеи! Спасибо! А может нам самим попробовать сделать мыльные пузыри?
Ответы детей.
В. Хорошо, давайте попробуем сами сделать. Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (ответы детей)
В. Правильно- мыло и вода (В. Показывает материалы для опыта)
У нас на столе стоит миска с водой и кусочки твердого мыла. Но мыло бывает не только твердое. А какое еще?
В. Правильно, жидкое.
Показывает образцы жидкого мыла.
В. Давайте мы с вами попробуем сделать пузыри из твердого и жидкого мыла и посмотрим, что получится. Ребята, кто из вас хочет поэкспериментировать с жидким мылом? (стол слева). А кто хочет поэкспериментировать с твердым мылом? (стол справа).
Предлагаю детям разбиться на группы. Одна будет делать из жидкого мыла, другая – из твердого.
В. У меня есть рецепты приготовления.
Показываю схемы. Идет обсуждение их. Приходим к выводу: для создания мыльных пузырей нужно смешать воду и мыло.
2. Содержательный этап. Основная часть.
Дети самостоятельно приступают к проведению опыта.
В. Но сначала скажите, что нужно помнить при работе с мылом?
Д. Не трогать руками глаза, не брать руки в рот.
В. Опустите, пожалуйста, кончики пальцев в воду. Какая она?
Дети: теплая, мокрая, приятная.
В. А что еще можно сказать о воде?
Дети: прозрачная, чистая, бесцветная, без запаха.
В. А теперь добавьте мыло. Что произошло с водой? Какое стало мыло?
Дети. Вода стала мутная, непрозрачная, мыльная, появился запах.
В. Почему? Вода растворила мыло и получился мыльный раствор.
Далее дети переливают растворы во флаконы и пробуют пускать пузыри.
В. Получаются у нас пузыри?
Дети. Нет.
В. Я больше не знаю рецептов приготовления пузырей, кто же нам может помочь?
На помощь приходит родитель- Артем Викторович.
Он рассказывает свой рецепт приготовления мыльных пузырей. Делает сам.
В. Раствор мы приготовили. Но ему надо несколько минут постоять. А пока наши пузыри настаиваются, давайте поиграем в игру «На что похож мыльный пузырь?». Я буду спрашивать, на что похожи мыльные пузыри, а вы, если согласны, громко говорите «Да» и хлопайте в ладоши, а если не согласны, говорите «Нет» и топайте ногами.
Игра «Да – нет».
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
В. Перемешиваем, запускаем. Получилось? Да! Ура! Праздник начинается!
Пузыри у всех разные, разноцветные, прекрасные!
Если дунуть посильней, будет много пузырей.
Раз, два, три, четыре, пять
Ни за что их не поймать!
-Чей пузырь взлетит выше всех (дуть снизу вверх).
-Чей дольше всех будет падать (прослеживающая функция глаз).
-У кого больше всех.
А теперь закройте свои флакончики и мы наш праздник продолжим на улице и поделимся хорошим настроением с ребятами из нашего детского сада.
3. Рефлексия
В. Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались?
Д. Делали мыльные пузыри.
В. А как мы с вами их делали?
Д. Смешивали воду и мыло.
В. А кто нам с вами помог?
Д. Ксюшин папа, Артем Викторович.
В. А вы узнали сегодня что-нибудь новое?
Д. Мыльные пузыри можно сделать дома своими руками.
В. Для чего это может пригодиться в жизни?
Д. Всегда можно сделать дома и устроить себе праздник, поднять настроение.
Далее отмечаю заслуги каждого из ребят.