Юлия Колпакова
Конспект природоведческого похода «На свете много есть чудес, но всех чудесней летний лес!»
▼ Скачать + Заказать документы
На свете много есть чудес, но всех чудесней летний лес!
Цель : Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; воспитывать интерес к родной природе; желание больше узнавать о природе своего края, о природном разнообразии; формировать бережное отношение к природе, желание трудиться в ней.
Публикация «Конспект природоведческого похода „На свете много есть чудес, но всех чудесней летний лес!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
Оборудование: велосипеды, мячи, скакалки. Кегли. Лесные шишки, рюкзаки, желуди, инвентарь «кочка», корзина, лоскутки, мешочки с песком
Ход:
Воспитатель встречает детей на участке, беседует о том, как все пойдут в лес. Производится осмотр рюкзаков, обращается внимание на спортивный стиль одежды. Выбирается командир - помощник воспитателя, наиболее авторитетный и требовательный к себе и окружающим ребенок. Завхоз по питанию - следит за продуктами и водой (один родитель и ребенок). Санитар – хранит у себя аптечку, слетит за личной гигиеной участников (один родитель и ребенок). Дежурные 2 – 3 человека.
Воспитатель и дети беседуют о том, кто ходил в поход с родителями, ненавязчиво напоминая о правилах поведения в общественных местах и в лесу. Дети и родители в свободном построении идут в лес. Входя в лес, воспитатель читает четверостишие:
На свете много есть чудес,
Но всех чудесней летний лес!
Весь год живут в нем птицы,
Поют и гнезда вьют.
Устраивается привал и проводится игра: «Чей звук» (развивать внимание и выдержанность, тембровый слух, умение различать диапазон звуков). Играющие внимательно слушают голоса птиц, и угадывают их.
- Ребята, в этом лесу есть веселая полянка, но чтобы добраться до нее надо перейти болото и пробежать по «тропинке ловкости».
- А чтобы эти препятствия легко преодолевались, мы сделаем зарядку:
Раз - присядка, два – прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок-
Заячья зарядка!
Птичка скачет, словно пляшет
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки-
Это Птичкина зарядка!
Ну, а мишка - косолапый
Широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте,
А когда зарядки мало,
Начинает все сначала.
Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым,
Целый час играют в прятки-
Это беличья зарядка!
- Какие вы молодцы! Хорошо сделали зарядку.
- Внимание, внимание! Наш привал окончен и впереди нас ждет «тропинка - ловкости» - вы должны пробежать ее как можно быстрее, и ни разу не наступить на корни деревьев, выступающие из земли. За мной!
- А сейчас мы будем переходить коварное болото. Будьте внимательны. Это болото можно перейти, прыгая с кочки на кочку. Помогайте друг другу и тогда у вас все получится.
- Вот и преодолели мы все препятствия и оказались на поляне, присядем на пенек.
На пенечке посидим,
По - звериному кричим!
После этого, ребята,
Посидеть в кружочке надо
И загадки загадать -
И самим их отгадать.
Я - хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь -
Кто же я, скажи. (медведь)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
Мы - лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок все мы дружно
Строим дом себе, как нужно (муравьи).
Сама мелковата,
Хвостик богатый,
С ветки на ветку скок- поскок,
Орешки зубами щелк - по щелк. (белка)
Трусишка. Хвост – коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму, на лето. (заяц)
Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает (сова)
- Ребята, а каких обитателей леса знаете вы?
- Игра «Кто больше назовет». (Дети делятся на две команды и поочередно называют лесных жителей. Побеждает команда, назвавшая последнего обитателя. Проигравшая команда рассказывает стихотворение или поет песню, загадывает загадку о последнем названном животном).
- Вот вы так много назвали обитателей леса, а одного все - таки забыли:
Людям в летние деньки не дает покоя,
Ни в лесу, ни у реки чудище лихое.
Всюду жалобно пищит и добычу ищет.
Беспощадный, кровожадный - злобный комарище!
- Ребята, мы с вами и поиграли, и загадки отгадывали, а сейчас я хочу поговорить с вами о растениях. Посмотрите вокруг. В лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы.
- Верхний шатер в лесу образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, солнцу, растут все выше и только на макушках широко распускают свои ветки.
- Как вы думаете, какие деревья мы можем чаще встретить в лесу? (сосну, ель, береза, дуб).
- А еще в наших лесах можно встретить осину, ольху, липу, клен, а на востоке нашей страны - лиственницу.
- Давайте возьмем веточки елки и сосны, найдем различия между хвоинками. Как они располагаются. Какова их длина?
- Под шатром высоких деревьев растут кустарники: калина, малина, шиповник, лещина; на влажных участках - смородина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы.
- Наш лес многоярусный.
- Найдите, пожалуйста, мох и лишайник. Чем они отличаются друг от друга?
- Сосна и ель - хвойные деревья. Их листочки- хвоинки. Они опадают не все сразу, как листья у лиственных деревьев, а постепенно в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.
- Ель очень любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные. Так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. Под елями растут растения, которые любят тень.
- Давайте наклонимся, посмотрим и назовем эти растения.
- Сосна может расти на сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов и других полезных элементов.
- Подышим этим воздухом. (Дети делают дыхательную гимнастику на 3 вдоха - 1 выдох). Пусть наши легкие наполнятся сосновым воздухом.
Как дышится легко в бору сосновом!
Он кажется смолистым срубом новым:
По гладким веткам белки скачут ловко;
Стволы, как медь, горят по вечерам,
И дятла ярко- красная головка
Мелькает в сосняке то здесь, то там.
- Ребята, осмотритесь вокруг и найдите березу. Давайте подойдем к ней поближе и посмотрим на нее.
- Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 метров (т. е. как десятиэтажный дом). Весной еще до первых листочков на березе появляются длинные сережки - это цветки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года.
Березка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица - душа!
- А вот и дуб стоит рядом с березой. Чем отличается дуб от березы? Рассмотрите листья и ветки этих деревьев. Найдите различия в форме листьев, ствола и т. д.
- Дуб - широколиственное дерево. Это долговечное и самое красивое дерево наших лесов. Его ствол мощный, крона раскидистая. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветках осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с темно- коричневыми листьями.
Желуди на ветке - это дуба детки.
Упадут на землю, тихонько дремлют.
Ждут весенних дней - проливных дождей.
Гладкий желудок - будущий дубок.
Там, где нынче травы - зашумит дубрава.
- Многие лесные звери любят вкусные желуди.
- Назовите мне этих зверей.
- А вы помните как выглядят желуди? Походите под дубом и найдите его деток. Какие они?
- А сейчас хочу показать вам очень красивую травку. Называется она - кислица. Внимательно рассмотрите ее и скажите откуда у нее отходят цветы и листья (от корня). Давайте легонько пощелкаем по ее листочкам. Что происходит? (цветок сомкнулся и поник, листочки опустились). Так засыпает она и во время дождя, под щелчками дождевых капель. Но перестань ее тревожить и она опять расправится.
- В середине лета, когда почва прогреется и увлажнится, в лесу появляется много грибов.
- А как вы думаете, чем питаются животные в лесу?
- Значение леса в нашей жизни велико. Что дает нам лес?
- Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу, леса очищают воздух, украшают землю, защищают поля от ветров, предохраняют почву от разрушений. Поэтому мы должны бережно относиться к ним и хранить их.
- Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево». Нужно помнить, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не разбросал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- О чем нас хочет предупредить в своем стихотворении автор?
- Как вы понимаете выражение: «Лес - друг человека?»
- Каково значение леса в нашей жизни?
- Чем мы можем оказать помощь в сохранении лесных богатств?
- Должны ли мы затушить костер перед уходом?
Затем предлагается детям поиграть в игры: «Целься вернее», «Пройди через ручеек», «Ловля обезьян», «Охотники и зайцы», «Не попадись».
Предлагаются конкурсы для взрослых: «Кто быстрее допрыгает в мешке», «Кто дальше бросит шишку», «Кто больше назовет растений».
Самые ловкие, активные награждаются поездкой по лесу на велосипеде.
После игр проводится уборка мусора на поляне: «Отдохнул, убери свою планету!».
Все возвращаются в детский сад и делятся своими впечатлениями.