Светлана Оруджова
Применение здоровьесберагающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте более интенсивно развиваются различные способности детей, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера, закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Применение здоровьесберагающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из этого, вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стали одним из важнейших задач деятельности нашего дошкольного учреждения и в частности нашей группы. Поставленные мною задачи позволяют:
1. Сформировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребенка;
2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в формировании представлений о здоровом образе жизни,
3. Развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей.
Для решения проблемы оздоровления дошкольников в своей работе использую здоровьесберегающие образовательные технологии, такие как: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.
Используя технологию сохранения и стимулирования здоровья, в целях повышения работоспособности организма ребенка и эмоционального тонуса я ежедневно провожу утреннюю гимнастику, независимо от времени года и погодных условий. Мною собран комплекс упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» детей на весь предстоящий день.
Ведь ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
С целью предупреждения утомления во время непосредственно образовательной деятельности, связанных с сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я обязательно провожу физминутки, которые повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, влияет на внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Еще хочу отметить, что неотъемлемой частью оздоровительной работы с детьми является проведение гимнастики для глаз, которая позволяет укрепить мышцы глаза, улучшить циркуляцию крови, для профилактики близорукости. Также комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний. Для дыхательных упражнений я использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки). Для развития мышления ребенка и мелкой моторики использую инсценировку стихов или небольших историй при помощи пальцев. Пальчиковая гимнастика помогает снять и мышечное напряжение.
В технологии стимулирования и сохранения здоровья особое место занимают спортивные и подвижные игры, которые я провожу с детьми на прогулке круглый год. Такие игры позволяют сформировать правильную осанку, осознанность движений, развивать физические качества ребенка, выносливость, быстроту реакции, смекалку и повысить интерес к спорту.
Следующий вид – это технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся – физкультурные занятия, проблемно-игровые и коммуникативные игры. В нашем детском саду физкультурные занятия проводятся два раза в неделю инструктором по физической культуре и один раз воспитателями, на прогулке.
Эти занятия направлены на обучение двигательным умениям и навыкам, также на укрепление организма и повышение иммунитета у детей. Я использую разные по содержанию занятия: сюжетно-игровые, интегрированные и оздоровительные, которые способствуют улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Использование проблемно-игровых ситуаций, таких как, «Что делать, чтобы быть здоровым?», «Необычное угощение», «Что будет, если…» помогают развивать умение детей осознать и найти пути решения с помощью нешаблонных действий. Данные ситуации направлены на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах питания.
А коммуникативные игры помогают детям почувствовать радость от общения друг с другом и со взрослым «на равных». Все это в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
В нашем детском саду в работе с детьми педагоги используют различные коррекционные технологии. К ним относятся: сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, Су-Джок терапия, Арт-терапия.
В своей работе я использую наиболее приемлемые для меня как для воспитателя коррекционные технологии : сказкотерапия, игротерапия,
су-джок терапия.
В своей практике использую сказкотерапию, а именно чтение детям терапевтических сказок автора Хухлаевой О. В.
Используемые мною в работе терапевтические сказочные истории, написаны специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы Сказочные истории помогают детям найти выход из сложных ситуаций. Таких как, нарушение общения со сверстниками: сказка «Маленький медвежонок», «Сказка про Енота»,«Помидор Сашка» и другие сказки.
Применение сказкотерапии побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы о своем поведении, о своих поступках, чувствах.
Систематическое предъявление ребенку сказочных историй, даже не всегда соответствующих реальным проблемам, приводит к формированию у него «механизма самопомощи», то есть стремления в любой трудной ситуации искать в себе силы, верить в успех, стремиться обязательно, добиться цели.
Для игртерапии в работе с детьми я так же использую книгу автора О. В. Хухлаевой
Применяемые мною в работе с детьми игры направлены на то, чтобы помочь детям понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу. Использую игры в различных режимных моментах: между занятиями, на прогулке, даже перед сном (это релаксационные игры).
Так же, включаю определенные игры в занятия, что способствует повышению эмоционального тонуса детей, работоспособности, активности, повышению концентрации внимания.
Возможности игротерапии очень широки, данная технология, на мой взгляд очень эффективна, потому что позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, социально адаптировать. Основной принцип такой терапии – понять малыша, а не управлять им, научить его видеть себя и свое «Я» с разных сторон, правильно оценивать поступки, поднять уверенность в себе, помочь принять себя как личность.
Еще одной эффективной коррекционной технологией, которую я использую в работе с детьми является, на мой взгляд, Су-Джок терапия.
Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак ЧжэВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок.
Детям очень нравятся играть в различные такие игры, как:
«Самый внимательный» – где я предлагаю ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец, покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
«Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами. И многие другие.
В свободное время дети занимаются самомассажем в группе.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
По данным анкетирования проведенным мною с родителями моей группы, родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
Не для кого ни секрет, что важное место в воспитании основ здорового образа жизни у детей, занимает создание развивающей предметно – пространственной среды, которую необходимо выстраивать в соответствии с принципами динамичности и гибкости, вариативности.
В своей группе я создала все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группе имеется центр двигательной активности, где расположен необходимый спортивный инвентарь, а также пособия, изготовленные своими руками.
Большим помощником в формировании у детей здорового образа жизни, на мой взгляд, являются дидактические игры:такие как «Здоровые продукты», «Будь здоров», «Спорт – это здоровье», «Чистим правильно зубки» и др. Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.
Важных условий к одним в формировании здорового образа жизни детей относится работа с родителями. Систематически на информационных стендах размещаются в моей группе консультации для родителейпо темам: «Здоровый образ жизни», «Правильное питание детей», «Закаливание – основа здоровья» и другие.
А разнообразные формы работы с родителями позволили повысить их педагогический уровень. Это и индивидуальные беседы, консультации, раздача памяток, тематические выставки, выпуск стенгазет, папки-передвижки, оформлен информационный уголок, позволяющий более подробно знакомить родителей с технологиями ЗОЖ.
Проведение родительских собраний, мастер-классов, в формате онлайн.
Таким образом, руководствуясь принципами партнерства, взаимопонимания и доверия, мы достигли наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников нашей группы.
В заключении хочу сказать, что применение мною здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дало положительные результаты. В моей группе 100% посещаемость,дети работоспособны, активны, имеют высокую степень физической готовности к школе.
Спасибо за внимание!