НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Конспект познавательной деятельности «Осень — щедрая пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека, развивать внимание, память, улучшать общую моторику и координацию движений, развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений, активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,, золотой, багряный; перелетные, зимующие, обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы,чувство любви к родной природе, бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Публикация «Конспект познавательной деятельности „Осень — щедрая пора!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Дидактический материал: кукла Незнайка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»
Ход
-Ребята, к нам пришел гость, а кто это, узнаете отгадав загадку:
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш. (НЕЗНАЙКА).
-Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень.
- Ну, что, ребята, расскажете? Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. Думаю, вам есть, что рассказать. Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.
Неживая природа
Растительный мир
Животный мир
Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Ребята, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда)
Незнайка: «Мне очень скучно!»
Да, Незнайка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Знаменитый русский поэт - А. С. Пушкин написал про осень много стихотворений.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Ребята! А чтобы не было скучно Незнайке мы попросим его помочь собрать листочки.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?
Молодцы, правильно.
Незнайка: А я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек
(дуб – дубовый, клён – кленовый, осина - осиновый,рябина – рябиновый, берёза – берёзовый, тополь – тополиный, калина - калиновый)
-Молодцы! Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру?
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему?
- Что же меняется в жизни трав и цветов?
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул
(подуть на пальцы)
С-С-С все листочки с липы сдул
(с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились.
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл.
(ладони крепко к столу)
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.
Кого мы относим к животному миру?
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
- что меняется в жизни птиц с приходом осени?
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
-Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете. (Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.)
- Молодцы! Очень внимательны.
Незнайка: «Отгадайте загадку!»
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока).
Эта птица перелётная или зимующая?
- Незнайке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах?
- А как трудятся в деревне, на полях?
А вы, ребята, как трудились всю осень? Кто хочет добавить? ( Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Осень очень щедра на подарки : фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
-Каждый постарался на славу! Незнайка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.