МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Птицы в лесу»

надежда тавед
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Птицы в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Тема: «Птицы в лесу»

II. Программные задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания детей о конкретных видах лесных птиц, учить называть и узнавать их.

2. Выяснить, чем питаются, как приспособлены к сезонно-меняющимся условиям природы.

Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Птицы в лесу“» размещена в разделах

3. Формировать представление о том, что в холодное время года: мало корма, нет насекомых, холодно. Разные птицы приспособились по-разному к жизни в холодное время года: одни улетели в теплые края – перелетные птицы; другие, зимующие, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью.

Развивающие:

1. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа).

2. Развивать зрительное внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к птицам, желание подкармливать их в холодное время.

Словарная работа:

активизация: перелетные, зимующие птицы, личинки.

обогащение словаря: самочка, самец

III. Подготовка к занятию :

-продумаю организацию занятия, выучу конспект, приготовлю карточки с изображением птиц, приготовлю кормушку, перед детьми мольберт для работы с дидактическим материалом.

Дидактический материал:

- костюм «Бабы Яги»;

-картинки с изображением птиц;

-кормушка

Раздаточный материал:

-картинка на каждого ребенка с сюжетом «Птицы в лесу»;

-карандаши на каждого ребенка

IV. Схема организации детей на занятии : 1- в начале занятия; 2- в конце занятия

Ход занятия:

Воспитатель. Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель. Дети, кто-то к нам пришел.

В группу входит Баба Яга.

Баба Яга. Ой, ребята, беда, беда какая!

Воспитатель. Здравствуй, Баба Яга! Что случилось?

Баба Яга. Ах, ребята, я так разволновалась, что даже с вами поздороваться забыла. Здравствуйте, мои милые, здравствуйте, мои хорошие.

Обходит детей, гладит их по голове.

Воспитатель. Баба Яга, объясни только, что случилось?

Баба Яга. Вот я и говорю - беда. Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как похолодало, и не слыхать их, и не видать, изредка простучит дятел и — тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали (плачет).

Воспитатель. Баба Яга, ты не расстраивайся, наше занятие посвящено птицам в лесу, сейчас мы с ребятами разберемся по порядку, а ты посиди и послушай. Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются? (Перелетные.)

Баба Яга. Какие-такие перелетные?

Дети. Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.

Воспитатель. Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?

Дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц.

Баба Яга. А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?

Дети. Им есть нечего.

Баба Яга. Ой, сказали бы вы мне раньше, разве я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу да пироги?

Дети. Нет. Они питаются насекомыми и их личинками, а в холодное время года насекомые одни погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.

Воспитатель. Поэтому птицам, для которых насекомые — основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Каких зимующих лесных птиц вы знаете? Что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?

Дети называют и рассказывают о зимующих птицах, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц.

(переход)

Дети. Дятел - у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.

Сорока — клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины, боярышника и облепихи.

Сова — хищная птица, охотится на мышей.

Синичка — синиц много разных — хохлатые, синички-гаички, лазоревки, длиннохвостая синичка, но всех их легко отличить по белым «щечкам» по бокам головы. Синички отыскивают насекомых в щелях, под корой деревьев, едят семена растений, крошки хлеба, очень любят полакомиться салом. Предусмотрительные синички-гаички летом прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жуков, паучков, мошек.

Воспитатель. Ребята, а что это за птица? (показывает картинку). Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой.

Дети. Поползень.

Баба Яга. А для чего ж он так бегает, чтобы удивлять лесных жителей акробатическими упражнениями?

Дети. Он себе так еду находит: бежит быстро, но успевает в щель заглянуть, в трещинку коры, ищет спрятавшихся насекомых. Клюв у поползня сильный, он может даже разбить желудь или лесной орех.

Воспитатель. А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это очень помогает не только ему, но и другим птицам. Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же дни короткие — поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее - не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную — и мороз убьет».

Ребята, какой совет можно дать Бабе Яге, чтобы лесные птицы не улетали от ее избушки?

Дети. Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.

Баба Яга. А чем же их кормить, я не знаю.

Дети. Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.

Воспитатель. А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показывает картинку). Как, ребята, она называется?

Дети. Клест.

Баба Яга. И что в ней такого удивительного?

Дети. У нее небольшой клюв - крестиком.

Баба Яга. Ой, да таким клювом ни крошки не склевать, ни мышки не поймать.

Воспитатель. А клесту и не надо, ведь самая лакомая еда для него — еловые и сосновые семена шишек, и крепкий клюв крестом очень ловко потрошит шишки. Еще клест удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши-пуховички.

Баба Яга. Птенцы зимой? Вот так чудеса, диковиннее чем в сказках.

Воспитатель. Но если разобраться, никакого чуда здесь нет. Зимой в лесу много еловых и сосновых шишек, а раз пищи много и гнездо теплое, почему бы и не выводить птенцов.

Физкультминутка.

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди, лебеди летели

И на воду сели. Сели, посидели,

Снова полетели.

(Дети имитируют движения птиц согласно тексту стихотворения.)

Воспитатель. А теперь, ребята, давайте заглянем с вами на лесную опушку.

(Дети садятся за столы, берут листочки с изображением «Птицы в лесу».)

Воспитатель. Какие деревья растут на опушке леса?

Дети. Рябины.

Воспитатель. Как вы догадались, что это рябина?

Дети. На ветках висят гроздья ягод рябины.

Воспитатель. Какие птицы и зачем прилетают на опушку леса?

Дети. Снегири, они очень любят лакомиться ягодами рябины.

Воспитатель. Как вы их узнали?

Дети. У снегиря-самца ярко-красная грудка, а у самочки - темно-серая.

Баба Яга. Вот несправедливость какая! Раз ты самец, то красавец, а самочка — серенькая да незаметная.

Воспитатель. Вот именно, Баба Яга, незаметная. Ребята, почему самочке необходим скромный, незаметный наряд?

Дети. Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы ее не было видно разным хищникам.

Воспитатель. Какие еще птицы могут прилетать на опушку леса?

Дети. Синички, поползни.

Воспитатель. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы птицы почаще прилетали на эту опушку леса?

Дети. Повесить кормушки с кормом на деревья.

Воспитатель просит детей раскрасить снегирей на странице, нарисовать других птиц, прилетевших на опушку, нарисовать кормушки.

Дети выполняют задание. Баба Яга подходит к детям, хвалит их за аккуратную работу, задает вопросы, дает советы, как лучше выполнить задание.

Баба Яга благодарит детей за то, что они помогли ей во всем разобраться.

Детям воспитатель дает задание на дом: в выходные дни сделать вместе с родителями кормушку для птиц, сходить в парк и повесить кормушку с кормом; понаблюдать, какие птицы прилетят на кормушку.

Публикации по теме:

Беседа с детьми второй младшей группы «Мы дружим с птицами»Беседа с детьми второй младшей группы «Мы дружим с птицами» Цели: Закрепить знания детей о зимующих птицах, учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел). Учить устанавливать.

Календарное планирование во второй младшей группе 5. Планирование воспитательно- образовательной работы по теме «Овощи» на неделю с 28.09.14- 03.10.14 Цель: формировать у детей интерес к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Птицы в лесу»
Опубликовано: 16 января 2015 в 15:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе «Птицы в лесу»» (включая файлы) размещена пользователем надежда тавед (УИ 200190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД