Марина Васильева
Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе по экспериментированию «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в форме экспериментальных действий
(старшая группа)
Тема: "Волшебное электричество"
Образовательные задачи :
обобщить знания и представления детей об электричестве;
Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить детей с причиной проявления статического электричества.
Закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе по экспериментированию „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях;
Способствовать овладения приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
Словарная работа: стиральная машина, пылесос, утюг, холодильник, телевизор, фен, вентилятор - обогреватель, светильник, микроволновая печь, чайник, компьютер, кофемолка.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Методические приемы:
словесные,
наглядные.
Интеграция образовательных областей : Познание, безопасность, коммуникация.
Предварительная работа:
Загадывание загадок об электроприборах,
работа по карточкам «безопасность в доме»,
беседы с родителями.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности: Электричество»
Оборудование:
Цветные шары по количеству детей,
дидактическая игра «Собери предмет»,
картинки к игре «Что есть, что было»,
картинки по безопасности,
кусочки шерстяной ткани по количеству детей,
пластмассовые палочки
часы настенные,
проектор
Ход.
Воспитатель.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех, друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Там побывать желает каждый,
Чтоб прикоснуться к волшебству,
Мы оживлять предметы будем
И в этом я вам помогу!
Ребята, а вы любите путешествовать? Давайте сегодня отправимся в путешествие, но с начала надо собраться в дорогу. Давайте положим в рюкзачок всё самое необходимое. В первую очередь нам нужно взять улыбку, хорошее настроение, знания, дисциплину и взаимовыручку.
А ещё нам понадобиться план-схема нашей группы.
Рюкзачок уложен. Отправляемся в путь. Давайте посмотрим на схему. Куда ведут красные стрелочки?
Ищем пункт № 1.
Здесь лежит загадка:
Дом стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся. (Лампа)
- Для чего нам нужна лампочка? (Чтобы было светло, мы могли играть, рисовать, читать).
- А почему же сейчас от неё нет света? (Надо вкрутить лампу в светильник.)
- Давайте вкрутим. А почему опять не светло? (Надо включить в розетку.)
- А где розетка нам поможет наш план. Идём по синим стрелочкам.
Пункт №2
Опять здесь лежит загадка:
Что за зверь сидит в розетке
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился
И в розетке поместился? (Электрический ток)
– Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
- Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.
Усаживайтесь удобнее на стульчики.
Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора. Фрагмент мультфильма о электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
– Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
- Ребята, как называются предметы, которые работают от электричества? (электроприборы)
- Для кого нужны электроприборы? (для людей)
-Давайте рассмотрим некоторые электроприборы.
- Для чего нужен фен?
- Для чего нужен вентилятор – обогреватель?
- А это называется кофемолка. Для чего она нужна? Давайте насыпим в кофемолку сахар и посмотрим, что получится. (Продемонстрировать работу кофемолки.) Получилась сахарная пудра. (Дети пробуют сахарную пудру.)
- Ещё есть много разных электроприборов. А каких, вы узнаете, если соберёте картинки.
- Игра «Собери картинку».
(Дети берут по одной части разрезной картинки, на обратной стороне стоит цифра, дети подходят к столу с данной цифрой и группой собирают картинку.)
- Я буду вам загадывать загадки про электроприборы у кого получилась отгадка поднимут руку и назовут электроприбор.
- Игра «Найди отгадку».
Где пройду я- там порядок. Ни морщинок нет, ни складок. (утюг)
В быту очень помогает, Сама воду наливает, постирает, выливает.
Прополощет, отожмёт, время тикает, идёт, лишь программу ей задай,
Порошка для стирки дай.
Вот такая, брат, картина, Это. (Стиральная машина.)
Хобот по полу ползет, как конфету пол сосет. Чисто в доме: пыль унес
Всем знакомый… (пылесос)
На поляне шерстяной пляшет тонконожка. Из-под туфельки стальной выползает стёжка.
(Швейная машина)
Ребята посмотрите на свои карточки, и подумайте, какой предмет заменял его раньше, когда не было электричества. Выберите картинку
Игра «Что есть – что было».
– Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Беседа о технике безопасности.
– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы, бывает опасно для человека.
– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.
Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы. (Педагог по одной показывает карточку, дети рассказывают)
Карточки
1Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
5. Нельзя вставлять в розетки посторонние предметы.
- Ребята, а который час, не пора ли нам поиграть? Где наши часы?
- Почему они стоят? Это тоже электроприбор? Что нужно сделать, чтобы часы заработали? (Ответы детей)
- Пришло время поиграть. Игра «Тик – так».
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».
Экспериментирование.
– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Опыты.
1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными.
Вывод. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод. Электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.
3.- А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два наэлектризованных шарика на длинной нитке).
- Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).
- Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).
- Что произошло с шариками? (они притянулись друг к другу) Почему?
Вывод. Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.
– Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. На память об этой стране возьмите воздушные шары.
. Итог. Обратная связь.
– Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?
– Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите – это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет – то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.
(Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки. Педагог благодарит детей за солнышки и выяснеет если есть почему дети прикрепили тучку)
– Спасибо, вам ребята.