Наталья Лисовец
Конспект познавательного занятия «Детям о блокаде Ленинграда» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Детям о блокаде Ленинграда» в подготовительной к школе группе
Цель: расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны у детей подготовительной группы.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Детям о блокаде Ленинграда“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: познакомить детей с жизнью людей в это время; формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны и чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма; обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества; расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественная литература».
Оборудование: ноутбук, экран, аудиозаписи, презентация, ленточки памяти на каждого ребенка
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, работа с родителями.
Ход занятия:
Воспитатель: Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг… Слайд 2 (голос Левитана объявляет о начале войны)
Слайд 3
Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война! Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Ребята как называется песня?
Ответы детей
Правильно это песня называется «Священная война» (звучит песня «Священная война»)
Враг подступал к городу Ленинграду. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт.
Слайд 4
На подступах к Ленинграду шли жестокие бои. Защищали город пехотинцы и артиллеристы, танкисты и летчики. Слайд 5
Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон.
Слайд 6
Город оказался блокированным с суши и с моря. Посмотрите на карту. Давайте проведем указкой по линии окружения. На что она похожа?
Ответы детей
Правильно на кольцо. Это кольцо называли блокадным. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Ребята, как вы понимаете слово «блокада»?
Ответы детей:
Фашисты захватили единственную железную дорогу. И теперь в город нельзя было подвозить продукты. Связь с ним поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Страна не забыла Ленинград! Для помощи блокадному городу и его защитникам по Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни».
Слайд 7
По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения, стариков и детей.
Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду, поэтому воду приходилось брать в реке Неве, а обогреваться приходилось буржуйками, которые топили прямо в квартирах. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба, весом всего 125 граммов.
Слайд 8
Хлеб готовили из отрубей, он был горький. Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным. Только этот маленький кусочек хлеба и вода – это все, что люди смогли съесть за день. Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
Ответы детей
Люди голодали и умирали от голода.
Слайд 9
Трудно было и взрослым, и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте. А во время бомбежек прятались вместе с детьми в бомбоубежищах.
Слайд 10
Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них помогали пережить часы ожидания родителей их любимые игрушки. Дети разговаривали с ними, и им казалось, что с ними рядом кто-то есть. А некоторым ребятам игрушки спасали жизнь.
Слайд 11
Давайте посмотрим на эти игрушки. Их принесли в Петербургский «Музей кукол» жители города, которые в годы Блокады были такие же маленькие, как вы.
Вот какие истории они рассказывали о блокадном времени.
Слайд 12
Этот мишка спас девочку от болезни.
Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
Слайд 13
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером.
И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады.
Слайд 14
В осаждённом Ленинграде.
Эта девочка жила.
В ученической тетради.
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова.
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «Мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Слайд 15
Дневник девочки Тани увековечен в граните и входит в мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы»
Слайд 16
Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, после победы русского народа над Германией, в качестве обвинительного документа против фашизма.
Слайд 17
Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью
Слайд 18 «За оборону Ленинграда».
Слайд 19
На Ладоге есть удивительный памятник. Он называется «Цветок жизни» Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб.
Этот памятник поставлен в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках 15-ти метровой каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».
Слайд 20
Блокада города длилась 900 дней.
Слайд 21
Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Этому историческому моменту посвящен мемориал «Разорванное кольцо».
Слайд 22
Ленинград был полностью освобожден от блокады - 27 января 1944 года.
Слайд 23
Юрий Воронов
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Слайд 24
Минута молчания.
Слайд 25
За массовый героизм его защитников городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».
Слайд 26
В начале моего рассказа я вам раздала ленточки. Это ленточки Ленинградской Победы.
Наша занятие подошло к концу, вы очень внимательно слушали рассказ и еще больше узнали о блокаде Ленинграда.
Скажите, что запомнилось и осталось в вашем сердце?
Ответы детей
Ребята, спасибо, что вы очень внимательно слушали и многое запомнили.