МААМ-картинки

«Музыкальные инструменты народов России». Сценарий познавательного досуга в подготовительной к школе группе

Баринова Елена Сергеевна
«Музыкальные инструменты народов России». Сценарий познавательного досуга в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов нашей многонациональной страны России.

Образовательные задачи:

• Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране, воспитание уважения к людям разных национальностей.

• Закрепление представления о России как многонациональном государстве.

• Знакомство с новыми народными инструментами народов России: Башкиров, народами Поволжья, Ханты и манси- варган, окарина, бубен, гусли.

• Формирование знаний об истории, разнообразии, звучании музыкальных инструментов и игры на них.

Воспитательные задачи:

• Воспитание патриотизма, любви к родной земле, уважения к народным традициям

• Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на них, беречь их

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-эстетический вкус средствами музыки.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная установка, презентация к досугу «Инструменты народов России»,

Музыкальные народные инструменты: варган, окарина, жалейка, трещетка, большой бубен, бубны на всех детей, балалайка, ложки, гусли,

Заготовки для изготовления народного инструмента

Дети под музыку заходят в зал друг за другом, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.

Наша страна отметила большой и важный для нашей страны праздник- День народного единства. Все говорили о том, что наша страна - многонациональное государство, в котором живут люди разных национальностей. Единение народов – это залог мира и счастья

Мы все в одной стране живем.

Зовут ее Россиею.

Мы все любовь ей отдаем.

И нет ее красивее

Живут в ней русский и удмурт,

Татарин и чеченец,

Башкир, лезгин, калмык, уйгур,

Бурят, черкес и ненец.

Что лучше - калмыцкие степи,

Урала хребты иль Байкал?

Скажите, ну кто бы на это ответил

И что бы на это сказал?

Мы все - просто братья и сестры

Для нашей огромной страны.

И пусть мы как радуга пестры,

Мы все как для мамы равны.

Мы все друг на друга похожи

И все друг за друга гурьбой.

Вставай в хоровод с нами тоже.

Мы - дети России с тобой.

Музыкальный руководитель:

Земля, где ты сделал первый шажок,

Где вышел, когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей

Частица великой отчизны твоей!

Песня «Лучше нет земли родной»

Музыкальный руководитель: Каждый народ, живущий в России, имеет свою музыкальную культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. Первые музыкальные инструменты появились еще в первобытную эпоху – вместе с примитивными орудиями труда и охотничьими приспособлениями. По мере развития цивилизации они усложнялись, становились более изящными и мелодичными, а у каждого народа появлялись собственные разновидности таких предметов. Струнные, духовые, ударные инструменты звучали на праздниках, похоронах, во время ритуалов и выступлений сказителей.

Вы хотите их увидеть и с ними познакомиться?

Дети: Хотим

Тогда нам нужно отправиться в путешествие по нашей стране. А поможет нам карта России

Слайд 2

(Башкирия)

Башкиры - коренной народ Южного Урала. В прошлом они были скотоводами. Они вели кочевой образ жизни. Жилищем у них был кош (слайд 3) - переносное разборное жилище, состоящие из деревянного каркаса и войлочного покрытия. Цель проживания в кошах -присмотр за пасущимся скотом, рубка дров, сенокос.

Башкирские музыкальные инструменты немногочисленны, но своеобразны: курай, кубыз, думбыра (домбра) (слайд 4)

В башкирском народном быту очень распространен такой музыкальный инструмент, который называется кубыз или варган (слайд 5)

Он бывает металлический губной или деревянный. Игра на варгане может сочетаться с игрой на подносе этот инструмент используют для проведения народных игр «Кукушкин чай». «Воронья каша»

Я хочу вам предложить послушать как звучит кубыз-варган.

(показывает музыкальный инструмент, объясняет правила игры)

Игра на варгане

Музыкальный руководитель: А теперь превратимся в скотоводов и поиграем в игру «Кто быстрей соорудит кош»

(дети встают в 4 круга, в круг ставится стульчик, на котором лежит платок. Играет музыка, дети танцуют в середине зал под башкирскую народную мелодию, присаживаются, слушают варган, а затем, по окончанию звучания варгана, подбегают к стульчику, возводят шатер, поднимая вверх платок. Кто быстрей поднимет платок, тот и победил)

Музыкальный руководитель: Мы познакомились с музыкальной культурой Башкирии. А теперь нам пора отправляться дальше.

Песня «Едем, едем» Т. Бокач

Наш путь лежит в республику Алтай (слайд 6)

Коренным народом являются алтайцы (Слайд 7)

В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если у алтайца спросить: «Кто твой бог?», он ответит «менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «мой Бог-камень, дерево, природа, Алтай»

Традиционные музыкальные инструменты Алтая это комыс -варган, тунгур (бубен, топшур -музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождалось исполнением каем -гороловым пением текстов героических сказаний. Струны изготовлены из волос конского хвоста. Верхняя из 9 конских волос, а нижняя из 7.

У алтайцев с глубокой древности были известны глиняные свистульки (слайд 8)

Название такого инструмента переводится как «голос пещеры» Его лепили в виде птички с несколькими отверстиями: в одно из них музыкант дул, другие поочередно зажимал пальцами, чтобы менять тональность звучания. Еще одно название этой птички - окарина

В годы первой мировой военные часто брали в бой окарину в качестве оберега. Своим звучанием она напоминала им о своем доме, родине и придавала сил

Звучание окарины знакомо и всем жителям России

Игра на окарине (слушание)

Музыкальный руководитель: у нас в детском саду есть очень много красивых свистулек и дудочек. Давайте сделаем свой маленький оркестр

А Чугайкина «Свистульки и дудочки»

Музыкальный руководитель: вот мы познакомились с музыкальной культурой Алтая. Какой музыкальный инструмент вы слушали?

Музыкальный руководитель: Ребята, все народы посетить мы с вами не сможем сегодня, но вот еще один очень интересный народ со своей музыкальный культурой мы сегодня увидим.

Звучит песня «Это народ Севера.

Мы оказались с вами на Чукотке (слайд 9)

(слайд 10)Бубен, пожалуй, самый главный инструмент северных шаманов. Под громкие звуки бубна шаманы общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям. Изготавливали бубны в целом по одной технологии: на кольцеобразную основу натягивалась шкура животного.

Бубен разрисовывали разными символами. У кого то это были бытовые сюжеты, у кого – то магические символы. А у хантов бубны остаются всегда чистыми - никаких символов. Береговые жители изготавливали бубен из желудка моржа или белухи У народов Ямала используют только шкуру оленя, которую пожертвовал сам шаман. Из китовой кости делают колотушку.

Бубен передается по наследству от отца к сыну: считается, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещен.

Показ бубна. Игра на бубне.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем в игру «Чукотские оленеводы»

(в стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой, лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок)

Музыкальный руководитель: Какие вы отличные оленеводы. Ловкие, меткие. Но нам пора возвращаться на Родину. Поможет нам русский народный инструмент -Балалайка. Куда балалаечка идет, туда и вас зовет. Дети под русскую народную песню идут по залу змейкой и возвращаются на свои места.

Музыкальны руководитель: вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Вам понравилось?

С какими новыми музыкальными инструментами вы познакомились?

У каких народов вы погостили?

Хотите продолжить наше знакомство с другими национальностями нашей страны?

Тогда я буду рада нашей с вами встрече снова.

До свидания.

Дети под песню «Лучше нет земли иной» Т. Бокач выходят из зала

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы«Богатыри земли русской». Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы «Богатыри земли русской» Сценарий досуга для детей подготовительной к школе группы Цель: Формирование уважения и чувства гордости к русскому.

Сценарий досуга-квеста «Поиски пиратского клада» в подготовительной к школе группеСценарий досуга-квеста «Поиски пиратского клада» в подготовительной к школе группе Сорокина М. М., Солодкова И. М. Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению.

Фотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Народная культура и традиции народов России» в подготовительной группе Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Музыкальные инструменты народов России». Сценарий познавательного досуга в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 19 ноября 2024 в 13:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Музыкальные инструменты народов России». Сценарий познавательного досуга в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Баринова Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД