Баринова Елена Сергеевна
«Музыкальные инструменты народов России». Сценарий познавательного досуга в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов нашей многонациональной страны России.
Образовательные задачи:
• Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране, воспитание уважения к людям разных национальностей.
• Закрепление представления о России как многонациональном государстве.
• Знакомство с новыми народными инструментами народов России: Башкиров, народами Поволжья, Ханты и манси- варган, окарина, бубен, гусли.
• Формирование знаний об истории, разнообразии, звучании музыкальных инструментов и игры на них.
Воспитательные задачи:
• Воспитание патриотизма, любви к родной земле, уважения к народным традициям
• Воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на них, беречь их
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально-эстетический вкус средствами музыки.
Оборудование и материалы:
Мультимедийная установка, презентация к досугу «Инструменты народов России»,
Музыкальные народные инструменты: варган, окарина, жалейка, трещетка, большой бубен, бубны на всех детей, балалайка, ложки, гусли,
Заготовки для изготовления народного инструмента
Дети под музыку заходят в зал друг за другом, садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята.
Наша страна отметила большой и важный для нашей страны праздник- День народного единства. Все говорили о том, что наша страна - многонациональное государство, в котором живут люди разных национальностей. Единение народов – это залог мира и счастья
Мы все в одной стране живем.
Зовут ее Россиею.
Мы все любовь ей отдаем.
И нет ее красивее
Живут в ней русский и удмурт,
Татарин и чеченец,
Башкир, лезгин, калмык, уйгур,
Бурят, черкес и ненец.
Что лучше - калмыцкие степи,
Урала хребты иль Байкал?
Скажите, ну кто бы на это ответил
И что бы на это сказал?
Мы все - просто братья и сестры
Для нашей огромной страны.
И пусть мы как радуга пестры,
Мы все как для мамы равны.
Мы все друг на друга похожи
И все друг за друга гурьбой.
Вставай в хоровод с нами тоже.
Мы - дети России с тобой.
Музыкальный руководитель:
Земля, где ты сделал первый шажок,
Где вышел, когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей
Частица великой отчизны твоей!
Песня «Лучше нет земли родной»
Музыкальный руководитель: Каждый народ, живущий в России, имеет свою музыкальную культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. Первые музыкальные инструменты появились еще в первобытную эпоху – вместе с примитивными орудиями труда и охотничьими приспособлениями. По мере развития цивилизации они усложнялись, становились более изящными и мелодичными, а у каждого народа появлялись собственные разновидности таких предметов. Струнные, духовые, ударные инструменты звучали на праздниках, похоронах, во время ритуалов и выступлений сказителей.
Вы хотите их увидеть и с ними познакомиться?
Дети: Хотим
Тогда нам нужно отправиться в путешествие по нашей стране. А поможет нам карта России
Слайд 2
(Башкирия)
Башкиры - коренной народ Южного Урала. В прошлом они были скотоводами. Они вели кочевой образ жизни. Жилищем у них был кош (слайд 3) - переносное разборное жилище, состоящие из деревянного каркаса и войлочного покрытия. Цель проживания в кошах -присмотр за пасущимся скотом, рубка дров, сенокос.
Башкирские музыкальные инструменты немногочисленны, но своеобразны: курай, кубыз, думбыра (домбра) (слайд 4)
В башкирском народном быту очень распространен такой музыкальный инструмент, который называется кубыз или варган (слайд 5)
Он бывает металлический губной или деревянный. Игра на варгане может сочетаться с игрой на подносе этот инструмент используют для проведения народных игр «Кукушкин чай». «Воронья каша»
Я хочу вам предложить послушать как звучит кубыз-варган.
(показывает музыкальный инструмент, объясняет правила игры)
Игра на варгане
Музыкальный руководитель: А теперь превратимся в скотоводов и поиграем в игру «Кто быстрей соорудит кош»
(дети встают в 4 круга, в круг ставится стульчик, на котором лежит платок. Играет музыка, дети танцуют в середине зал под башкирскую народную мелодию, присаживаются, слушают варган, а затем, по окончанию звучания варгана, подбегают к стульчику, возводят шатер, поднимая вверх платок. Кто быстрей поднимет платок, тот и победил)
Музыкальный руководитель: Мы познакомились с музыкальной культурой Башкирии. А теперь нам пора отправляться дальше.
Песня «Едем, едем» Т. Бокач
Наш путь лежит в республику Алтай (слайд 6)
Коренным народом являются алтайцы (Слайд 7)
В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если у алтайца спросить: «Кто твой бог?», он ответит «менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «мой Бог-камень, дерево, природа, Алтай»
Традиционные музыкальные инструменты Алтая это комыс -варган, тунгур (бубен, топшур -музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождалось исполнением каем -гороловым пением текстов героических сказаний. Струны изготовлены из волос конского хвоста. Верхняя из 9 конских волос, а нижняя из 7.
У алтайцев с глубокой древности были известны глиняные свистульки (слайд 8)
Название такого инструмента переводится как «голос пещеры» Его лепили в виде птички с несколькими отверстиями: в одно из них музыкант дул, другие поочередно зажимал пальцами, чтобы менять тональность звучания. Еще одно название этой птички - окарина
В годы первой мировой военные часто брали в бой окарину в качестве оберега. Своим звучанием она напоминала им о своем доме, родине и придавала сил
Звучание окарины знакомо и всем жителям России
Игра на окарине (слушание)
Музыкальный руководитель: у нас в детском саду есть очень много красивых свистулек и дудочек. Давайте сделаем свой маленький оркестр
А Чугайкина «Свистульки и дудочки»
Музыкальный руководитель: вот мы познакомились с музыкальной культурой Алтая. Какой музыкальный инструмент вы слушали?
Музыкальный руководитель: Ребята, все народы посетить мы с вами не сможем сегодня, но вот еще один очень интересный народ со своей музыкальный культурой мы сегодня увидим.
Звучит песня «Это народ Севера.
Мы оказались с вами на Чукотке (слайд 9)
(слайд 10)Бубен, пожалуй, самый главный инструмент северных шаманов. Под громкие звуки бубна шаманы общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям. Изготавливали бубны в целом по одной технологии: на кольцеобразную основу натягивалась шкура животного.
Бубен разрисовывали разными символами. У кого то это были бытовые сюжеты, у кого – то магические символы. А у хантов бубны остаются всегда чистыми - никаких символов. Береговые жители изготавливали бубен из желудка моржа или белухи У народов Ямала используют только шкуру оленя, которую пожертвовал сам шаман. Из китовой кости делают колотушку.
Бубен передается по наследству от отца к сыну: считается, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещен.
Показ бубна. Игра на бубне.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем в игру «Чукотские оленеводы»
(в стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой, лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок)
Музыкальный руководитель: Какие вы отличные оленеводы. Ловкие, меткие. Но нам пора возвращаться на Родину. Поможет нам русский народный инструмент -Балалайка. Куда балалаечка идет, туда и вас зовет. Дети под русскую народную песню идут по залу змейкой и возвращаются на свои места.
Музыкальны руководитель: вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Вам понравилось?
С какими новыми музыкальными инструментами вы познакомились?
У каких народов вы погостили?
Хотите продолжить наше знакомство с другими национальностями нашей страны?
Тогда я буду рада нашей с вами встрече снова.
До свидания.
Дети под песню «Лучше нет земли иной» Т. Бокач выходят из зала