Лукина Наталья
Конспект занятия по ФЦКМ «Лесные этажи. Значение леса для лесных обитателей»
Тема: «Лесные этажи. Значение леса для лесных обитателей»
Цель: обогащение сознания детей содержанием, которое способствует накоплению представлений об экосистеме «Лес – как многоэтажный дом».
Задачи:
• уточнить и расширить представление детей о лесе; закрепить правила поведения в лесу;
• формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира;
• развивать мышление, речь, умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными.
Публикация «Конспект занятия по ФЦКМ „Лесные этажи, Значение леса для лесных обитателей“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
• воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе; бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: тематические недели «Зима в лесу», «Кто как зимует»; защита проекта «Как вести себя в лесу?»; чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса», рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире, просмотр альбома «Дикие животные»; художественно-продуктивная деятельность-рисование и лепка обитателей леса.
Материалы, оборудование: доска с магнитами, изготовленные интерактивные страницы, предметные картинки с изображением растений и представителей животного мира, мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, карточки-схемы с правилами поведения человека в лесу, макеты деревьев; цветные карандаши; клей-карандаш.
Ход.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня входим в лес!
- Полный сказок и чудес.
- Кто в глуши его таится?
- Что за зверь? Какая птица?
- Всё узнаем без утайки,
- Разгадаем леса тайны!
- Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
- Улыбнёмся, подмигнём и беседовать начнём!
В. - Ребята, скажите пожалуйста, где мы с вами живём? (ответы детей).
В. - Я предлагаю вам закрыть глазки и послушать музыку (звучат голоса птиц в лесу).
- Скажите, где мы с вами очутились? (посмотреть на доску, на доске изображение леса, одновременно звучат голоса животных и птиц).
В. - Что вы видите и слышите?
В. - Правильно, лес. Ребята, вы знаете, что такое лес? (ответы детей).
В. - Верно, лес – это дом для животных. Кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?
В. - Когда вы были в лесу, то конечно видели огромные растения с твердыми, одревесневшими стеблями. От этих стеблей-стволов отходили тонкие ветки с листьями.
- Как называются эти растения? (деревья)
- У других растений было сразу несколько стволов, и определить главный среди них невозможно. Да и по высоте они уступали деревьям.
- О каких растениях идет речь? (о кустарниках)
- У третьих были мягкие травянистые стебельки, а на некоторых из них даже красивые яркие цветочки.
- Вы догадались, какие это растения? (травы и цветы)
- Если вы очень внимательные и наблюдательные, то конечно увидели, что растения в лесу расположены, как этажи многоэтажного дома.
(На доске вывешивается схема «Лесные этажи»)
- Какие растения живут на «первом лесном этаже»? Какие растения живут на «втором лесном этаже»? Какие растения живут на «третьем лесном этаже»? (Дети называют растения, показывая их на схеме).
Физкультминутка «Дуб зелёный»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут! (Присели на корточки.)
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились! (Сели.)
Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»
Цель: закрепить правильное отношение к природе и лесным обитателям, о правилах поведения в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.
Описание: картинка с изображением леса, набор карточек с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками: «Не топчи грибы», «Не ломай ветки деревьев», «Не разводи костры» и т. д.
Ход игры: воспитатель по одному человеку вызывает к магнитной доске, ребенок берет любую карточку, переворачивает её и «расшифровывает». За правильный ответ игрок забирает карточку себе или получают фишки. Игра заканчивается, когда все экологические знаки расшифрованы.
В. – Ребята, а каике животные обитают в лесу? (ответы детей).
- А какое значение имеет лес для его обитателей? (вывешивается интерактивная страница)
В. – Ребята, весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными (вывешивается интерактивная страница).
В. - Лес напоминает многоэтажный дом. В подвальном его помещении – в земле, среди древесных корней и подстилки, состоящей из опавшей листвы и хвои, трухлявых стволов погибших деревьев живут кроты, мыши, черви, насекомые.
- Первый этаж – жильё для тех животных, которые не могут лазать по деревьям и зарываться в землю. Здесь много живёт лесного народа.
- Давайте вместе рассуждать: кто не лазает по деревьям и не зарывается в землю? Зайцы, лисы, лоси, маралы, волки, рыси…
- В кустах на втором этаже живут пауки, гусеницы и многие птицы.
- В кронах высоких деревьев на 3 этаже кто живёт? Помогайте мне (белки, дятлы, совы) Это самый высокий этаж в лесу. Птицы приспособлены жить на этом этаже благодаря - крыльям. Белка благодаря хвосту, который помогает сохранять равновесие при прыжках.
- Жильцы в лесу могут приходить друг к другу в гости на другие этажи, но своё жилье строят только на своих этажах.
Игра «Распредели животных по этажам».
Цель: закрепить знания детей по пройденной теме.
Описание игры: Каждому ребенку выдается карточка с изображением дерева. Задача ребенка раскрасить рисунок цветными карандашами, и расселить животных по этажам, то есть приклеить животных.
В. – ребята, если мы будем заселять каждого животного, то это займёт у нас очень много времени. Я предлагаю быстрее провести заселение животных, для этого поделимся на группы. Вы согласны?
- Первый стол заселяет животных на первом этаже.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, какие животные живут на первом этаже?
(заяц, лиса, волк, медведь, кабан, лось).
- Второй стол заселяет второй этаж. Кто является жителями второго этажа?
(белка, дятел, куница, бурундук, рысь, синичка, пауки, гусеницы).
- Самый верхний этаж заселяет третий стол. Кого поселить на самый верхний этаж? (ворону, иволгу, клеста, ястреба, сокола).
- Ребята, а под землёй может кто-то жить? (Да! Червяки, мыши, кроты, землеройки, жуки). Этих животных заселяет четвертый стол.
В. - Молодцы, ребята! Приступайте к заселению!
В. - Молодцы, ребята! Справились с заданием!
В. - Ребята, подумайте и скажите, а люди в лесу – это кто? (гости). Правильно. Зачем люди ходят в лес? (за грибами, за ягодами, за дровами, погулять).
- Скажите мне ребята, вам было сегодня интересно? Как вам может пригодиться этот материал в жизни? (Дети отвечают)
- Всем ребятам, за активное участие я хочу вручить эмблемы «Юный защитник природы!»