Валентина Карпенко
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Путешествие в Волшебную лабораторию»
▼ Скачать
Тема: «Путешествие в Волшебную лабораторию».
Воспитатели: Карпенко В. Г. Цель: Развитие познавательной активности детей, способности устанавливать причинно -следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Область «Познавательное развитие»:
1. Развитие исследовательской деятельности детей посредством экспериментальной деятельности.
2. Формирование предпосылок экологического сознания, расширение представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы „Путешествие в Волшебную лабораторию“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Область «Речевое развитие»:
7 Работа по обогащению природоведческого словаря (объекты неживой природы, лаборатория, горные породы, тоннели и своды, «сплывы», лупа, воронка) .
Область «Художественно – эстетическое развитие»:
10. Направления внимания детей на разные способы создания изображаемой картины(«город» из песка, выкладывание картинки из камней и песка).Область «Социально – коммуникативное развитие»:
12. Творческое использование в играх полученных представлений.
Вводная часть
Дети под музыку входят на участок.
Воспитатель: Да, лето-прекрасное время года! Можно загорать купаться, играть.
Ребята, а с чем вы любите играть? (Ответы детей.)
А с чем вы можете поиграть на пляже (С песком, водой камнями).
В: Песок вода и камни-это объекты неживой природы. А давайте выясним, что же в мы о них знаем и что в них интересного. Для этого я приглашаю вас пуститься в увлекательное путешествие на ковре самолете в волшебную лабораторию.
2. Занимательные опыты с песком и камнями
Беседа с детьми о песке.
Природный песок – это рыхлая смесь мелких песчинок, образовавшихся в результате разрушения твердых горных пород. Песок-рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего вы можете встретить его на пляжах, в пустыне и на дне водоемов.
Опыт №1 Песчаный конус.
Берем горсти сухого песка и медленно выпускаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы»-движение песка, похожее на течение. Почему же так происходи? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных мелких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
Опыт №2 Своды и тоннели
Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыпаем песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый, и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Поему? Оказывается песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, копавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираться наружу целыми и невредимыми.
Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.
Опыт №3 Свойства мокрого песка.
Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки Могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на другой поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками - воздух, а в мокром - вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке, попробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что получается из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом находится воздух.
Опыт №4 Погружение предметов с сухой и мокрый песок.
Равномерно, через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности толстым слоем. Осторожно надавливаем на него ладошкой. Затем также надавливаем ладошкой в тазике с мокрым песком. Что происходит? В сухом песке ладошка легче утопает, чем в мокром. У сухого песка между песчинками воздух, поэтому ладошка свободнее продавливает песок, а в мокром – вода, котрая склеивает песчинки.
Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.
Динамическая минутка
Воспитатель предлагает детям представить:
-что они очутились в жаркой пустыне, где песок раскален от солнца (дети должны это передать мимикой и движениями тела);
-что они переходят ледяную горную речку, дно которой покрыто камнями, скользкими и холодными;
-что они долго шли по дороге и решили отдохнуть на огромном теплом валуне, прогретым ласковым солнцем.
Беседа о камнях.
Все камни разные – они отличаются друг от друга. Потому что над их неповторимыми рисунками потрудилась природа в своих подземных «кладовых» миллионы лет. Камень живет своей жизнью. У него своя история, судьба, так же, как и у человека. Камни мы можем встретить везде: в горах, по берегам рек и даже внутри раковин.
Камни не только красивы, но и прочны. Поэтому их используют для постройки домов, дорог, памятников. Изготавливают из них украшения.
Камни состоят из множества песчинок и других веществ. Под воздействием ветра, дождя, мороза, они превращаются в маленькие камешки, а затем в еще более мелкие. Эти частички принято называть песком.
Опыт №1 Сравнительное рассмотрение камня и песка.
Дети рассматривают под лупами песок и камни. Воспитатель предлагает рассмотреть песок в стаканчике. Затем насыпает его на лист бумаги. Дети рассматривают, какие мелкие песчинки. Чтобы получилась большая горка песка, нужно много песчинок. А в камне много таких песчинок. Дети рассматривают через лупы. А в камне все эти песчинки и еще другие вещества, но они прочно скреплены.
Вывод: Песок сыпучий, состоит из множества песчинок, а камень состоит из множества песчинок, крепко скрепленными другими веществами.
Опыт №2 Эксперимент с песком и камнями.
Дети насыпают в форму мокрый песок и делают куличик. То же самое им предлагается проделать с камнями. Из него не получается сделать фигурки.
Вывод: Мокрый песок хорошо заполняет форму и принимает ее контуры, а камень даже не заполняет форму.
Опыт №3 Природный фильтр.
Две воронки наполняем песком и камнями. Пропускаем через них воду. Под воронками помещаем емкости для стекания воды. В каждую воронку налить равное количество воды. В какой из воронок она быстрее исчезнет? Почему?
Вывод: быстрее всего вода просачивается через камни, сквозь песок - медленнее. Потому что между камнями больше расстояние, чем между песчинками, что затрудняет движение воды.
Дидактическая игра. «Песочный телефон»
Воспитатель «чертит» пальцем на спине ребенка круг, квадрат или треугольник. Ребенок должен изобразить на спине следующего ребенка такую же геометрическую фигуру. Так передается по цепочке до последнего ребенка. А последний ребенок называет, что за фигура была «нарисована» на спине.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Дети, а вы хотите поиграть с песком? Ответы детей. А что нужно для того, чтобы в ним было играть легче? (Нужно намочить песок). А как это можно сделать? (Полить его). Но, к сожалению, я не взяла с собой лейку. Что же делать?
Под музыку появляется Капитошка.
Капитошка: Я капелька дождя, которая пролилась вчера из облака. Слышал-слышал, что у вас песочница сухая. Я вам помогу. Полью из своей волшебной брызгалки. Но для этого вы мне должны рассказать, что вы знаете о воде. Какими свойствами вода обладает? Если вы немного забыли - это не страшно. Можно проверить свойства воды при помощи опытов.
Опыт №1 Безвкусная вода.
Воспитатель наливает каждому ребенку в стакан воды и предлагает попробовать воду на вкус. Затем ответить на вопрос: какая вода на вкус. Если дети затрудняются ответить, то в воду добавляется сахар, лимон или соль. Затем задать вопрос: какая стала вода. А какая она была до этого? Дети отвечают, что у воды вкуса не было.
Вывод: Вода не имеет вкуса, она – безвкусная.
Опыт №2 Чем пахнет вода?
Дать детям понюхать воду и выяснить, что вода ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №3. Цветная вода.
Воспитатель предлагает детям опустить в стакан с водой камень и ответить на вопрос: какой цвет имеет вода. Видно ли камень? Дети отвечают, что камень видно и делают вывод, что вода не имеет цвета. Тогда воспитатель предлагает закрасить воду красками. Какая вода теперь стала? (Ответы детей) Видим ли мы теперь камень? Дети отвечают, что камень спрятался.
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, но если в нее добавить краски, то она окрашивается.
Капитошка: А если в воду добавить мыло, то она становится вязкой и из нее можно сделать мыльные пузыри.
Он достает мыльные пузыри и играет с ребятами.
Динамическая пауза под музыку с Капитошкой.
3. Продуктивная деятельность.
Капитошка достает свою волшебную брызгалку и поливает песок в песочнице. Воспитатель предлагает детям построить песочный город. Для этого предлагаются машинки, наборы для песочницы, разный бросовый материал.
Капитошка:
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что, тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер
Детям, которые не захотели строить город, предлагается порисовать песком или камнями. Для этого на отдельном столе лежат листы, покрытые тонким слоем песка и чистые листы с камнями на подносе.
4. Итог.
Воспитатель, вместе с детьми, обсуждает получившиеся постройки и рисунки.