Екатерина Шимановская
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Исследуем соль»
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе комбинированной направленности
Воспитатель: Е. Ю. Шимановская
Цель: формирование представлений детей о соли и ее свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Исследуем соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
- выяснить что такое соль, откуда она берется, узнать, зачем она нужна, можно ли обойтись без нее; исследовать свойства соли опытным путем;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, соблюдение правил поведения и необходимых мер безопасности при работе с солью.
Интеграция О. О. : познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Оборудование: колокольчик, мешочки с солью; лупы, тарелки, стаканы с водой, полоски белой бумаги, трубочки, ложки, фартуки для каждого ребенка; иллюстрации применения соли, способов добычи соли; разносы с солью; подушки для каждого ребенка; солнышки для рефлексии.
Формы реализации: беседа, д. и. «Нарисуй отгадку», решение проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, практическая работа.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок
(Звенит колокольчик, дети собираются вокруг воспитателя)
Здравствуйте мальчишки! Здравствуйте девчонки!
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
- Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.
2. Создание проблемной ситуации
- Ребята, у меня для вас есть мешочки, возьмите их и подумайте, что в них может быть? (Предположения детей).
- У вас очень много мнений что может быть в мешочках, я предлагаю вам пройти в нашу научную лабораторию и провести эксперименты с содержимым мешочков и узнать что же это на самом деле.
- Но прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
- Надевайте фартуки. Проходите за столы.
- И так внимание!
3. Практическая работа (решение проблемной ситуации)
Эксперимент № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелка с неизвестным нам веществом. Давайте мы его рассмотрим.
- Что вы можете сказать о его внешнем виде? На что это похоже? (предположение детей)
- А теперь давайте рассмотрим через лупу.
- Что вы видите? (вещество состоит из белых кристаллов)
- Ребята, какой знак мы изобразим на схеме, вещество состоит из мелких крупинок. Предположения детей.
Эксперимент №2. «Соль белого цвета»
- Ребята посмотрите, какого цвета это вещество? Сравните с белой полоской бумаги. Как мы обозначим на схеме, что вещество белого цвета! Предположения детей.
Эксперимент №3 «Соль хрустит»
- Ребята, надавим на вещество сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
- Вещество хрустит. Как мы обозначим на схеме, что вещество хрустит! Предположения детей.
Эксперимент №4 «Соль рассыпается»
- Ребята, подуйте тихонько на вещество через трубочку. Что происходит с ним? Оно рассыпается.
- Вещество рассыпается, оно сыпучее. Как мы обозначим на схеме, что оно сыпучее! Предположения детей.
Эксперимент № 5: «Соль растворяется в воде»
- Добавьте в стакан ложку вещества и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делось вещество?
Воспитатель: значит оно растворяется в воде.
- Как мы обозначим на схеме, что вещество растворяется в воде! Предположения детей.
- Ребята мы выполнили все опыты. Кто догадался, что же это? (Соль)
- Кто мог бы рассказать по схеме, какая соль? (Рассказывает 2 реб.)
- Мы трудились в лаборатории, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка «Ученые»
Мы, ученые, устали
И со стульев дружно встали,
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрее, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели.
4. Познавательная часть
(Дети садятся на подушечки)
Высыпаем соль из мешочков на подносы.
Соль, ребята, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образуется он глубоко в земле или на поверхности Земли.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Соли было мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком.
Где мы можем использовать соль? (Проказ иллюстраций).
Как появляется соль? (Показ иллюстраций)
Люди научились добывать соль различными способами.
Соль добывают под землей, где образуются соляные горы. Люди, их называют шахтерами, выпиливают большие куски соли, потом их раскалывают на маленькие кусочки, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на ее поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
5. Рисование на соли
А вы знаете, что на соли можно рисовать? Сейчас мы с вами это попробуем сделать.
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на нее похож, листьев вовсе не найдешь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
«С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые (снежинки)
Ребята, здорово у вас получилось!
6. Рефлексия
Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Что было для вас сегодня самым сложным (легким?
Самоанализ детей. Дети анализируют себя и свою работу с помощью смайликов.
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы они хотели узнать о воздухе в следующий раз.