Ольга Юдина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в средней группе (с цветными палочками Кюизенера)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в средней группе (с цветными палочками Кюизенера).
Тема: «Домики для наших друзей»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формировать элементарные математические представления.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в средней группе (с цветными палочками Кюизенера)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Средняя группа
- Темочки
«Познавательное развитие» : Закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; представления детей о длине: самая длинная, самая короткая; порядковый счёт в пределах пяти; закрепить цвета : чёрный, белый, оранжевый, фиолетовый, голубой, розовый, бордовый, синий, красный, жёлтый; умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; развивать у детей временные представления; умение ориентироваться в пространстве: лево, право, вниз, вверх, посередине.
«Речевое развитие» : развивать диалогическую речь (умение слушать собеседника, излагать своё мнение, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы (высказываться логично, связно, формировать навык образования обратных слов; расширять словарный запас именами существительными по теме.
«Социально-коммуникативное развитие» : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать умение приводить в порядок свое рабочее место, привитие культуры общения, формировать умение действовать в коллективе согласно правилам.
«Художественно-эстетическое развитие» : развивать творческое воображение.
«Физическое развитие» : развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки, пальчиковой гимнастики; формировать осознанное отношение к своему здоровью, следить за осанкой во время работы за столом.
Методы и приё мы:
Словесные: Беседа, вопросы, образец ответа, напоминания, обсуждение, отгадывание загадок, образование обратных слов, прослушивание задач в стихотворной форме.
Оборудование: Набор цветных палочек Кюизенера каждому ребёнку, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну математики. Волшебная страна очень большая, в ней много жителей, и все они хотят поиграть с вами.
А кто же они, вы узнаете, если разгадаете мои загадки.
1. Домик мой уютный – норка,
Здесь сложила зерна горкой.
В шубке серой меховой,
Хвостик тонкий озорной.
На головке крошки-ушки,
Многие зовут Норушкой.
Поскребусь, пока ты спишь,
Ведь, недаром, же я – (мышь)
2. Кто в берлоге до весны.
Днем и ночью смотрит сны? (медведь)
3. Под кустом, под ёлкой, катится клубок с иголками (ёж).
На доске появляется изображение зверей.
Воспитатель: Мышка предлагает поиграть с ней в игру «Наоборот».
Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок бросает обратно и называет наоборот названному понятию.
День- ночь;
Утро- вечер;
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Легкий – тяжелый.
Воспитатель: Мишка косолапый предлагает решить логические задачки.
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один и уселся рядом с ним
Сколько стало щенят? (2)
2. У домика утром 2 зайца сидели
И дружно веселую песенку пели
Один убежал, а другой вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
Воспитатель: Ёжик хочет вам рассказать историю про себя и своих друзей. Садитесь скорее и слушайте внимательно. (Дети садятся на стульчики).
В лесу в избушке с окошком жили Ежонок, Мышонок и Мишка Косолапый.
(изображение избушки)
Жили они дружно. Ежонок ходил в лес за грибами и ягодами. Мишка Косолапый дрова рубил, воду из колодца носил, а Мышонок дома прибирал, еду готовил. Вот однажды сидели друзья в домике, вдруг подул сильный ветер и сломал домик (убрать изображение домика). Еле успели из него выскочить Мышонок, Ежонок и Мишка Косолапый.
Сели они на пенёк и стали думать, что же им дальше делать. Думали, думали и решили построить новый дом, лучше прежнего. Но строить мы не умели. Мы можем им помочь, ребята? Мы с вами построим дом для наших лесных друзей, строить мы будем из цветных палочек. Согласны? (да)
Воспитатель:
Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)
- Стены готовы.
- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)
- Постройте крышу из трёх синих палочек.
- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)
- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому что есть 3 угла)
- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)
- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.
- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна)
- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.
- Какой формы получилось окно? (окно получилось прямоугольное)
- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)
- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.
- Молодцы! Теперь можно пригласить наших зверят в дом? (Да)
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять. Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
Воспитатель: Домик для зверей мы построили, но им очень неудобно заходить в дом, так как нет лестницы. Мы должны помочь Ежонку, Мышонку и Мишке Косолапому построить для них ступеньки.
- Возьмите по одной палочке : чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.
-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.
- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.
- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька розового цвета)
- Какого цвета ступеньки находятся в середине?
(В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)
- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)
- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)
- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу вверх.
- Какого цвета ступенька первая? (Первая ступенька чёрного цвета)
- Вторая? (Вторая ступенька фиолетового цвета)
- Третья? (Третья ступенька жёлтого цвета)
- А красная ступенька какая по счёту? (Красная ступенька четвёртая)
- А розовая? (Розовая ступенька пятая)
- Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Воспитатель: Вот мы с вами и построили дома нашим жителям волшебной страны математики.
- Вам понравилось путешествие?
- Какие задания мы выполняли?
- Что мы строили?
- Из чего строили?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое самым лёгким?