Оксана Лобанова
Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности – познавательно - игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Гномы подземных сокровищ» (О полезных ископаемых Кунгурского края)
Цель: развитие логического мышления, познавательного интереса, творческих способностей в совместной познавательно – игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательно-игровой совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Гномы подземных сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
1. Конкретизировать представления детей о полезных ископаемых и значении их в жизни человека; о труде людей, добывающих полезные ископаемые, и машинах - помощниках.
2. Формировать у детей умение узнавать и называть полезные ископаемые и изделия из них, образовывать новые однокоренные слова.
3. Воспитывать любовь к родной природе, чувство гордости за свой родной край.
4. Развивать познавательный интерес, любознательность.
Место организованной деятельности : подготовительная группа ДОУ.
Тип организованной деятельности : НОД (непосредственно образовательная деятельность) - познавательно – игровая совместная деятельность с детьми.
Предварительная работа:
- Наблюдение за гипсовыми отложениями в березовой роще, Ледяной пещере, за рекой, ручьем, нефтяной колонкой.
- Беседа и опыты с глиной.
- Чтение: «Капля в море» - Э. Машковская, «Необыкновенные превращения капельки»
А. Членов, «Черное золото», «Подземные города», «Как нашли нефть»
Оборудование:
- Экран «Земля в разрезе» волшебный ларец.
- 4 гнома - Нефтик, Глинчик, Капелька и Гипсик.
- Полезные ископаемые: нефть в колбе; гипс (белый, серый, желтый); вода; глина (белая, красная, голубая).
- Изделия из гипса.
- Кармашки с капельками (14) и тучи (10).
- Земля, глина, песок, вода в стеклянной посуде, пинетка.
- Игрушка - гномик.
- Дидактические игры: «Что возьмет геолог?», «Кто добывает, что помогает?», «Что за чем?» (изготовление кувшина, «Глина».
Содержательная часть:
Дети подходят к мольберту, на котором нарисован экран Земли в разрезе с показом добычи полезных ископаемых (нефть, вода, гипс, глина).
- Как вы думаете, что перед вами? (Ответы детей).
- Да, перед вами изображение того, как добывают полезные ископаемые - подземные сокровища.
- А где еще встречаются сокровища? (В сказках)
- Кто добывает сокровища? (Люди)
- А кто им помогает в сказках? (Гномы)
Воспитатель обращает внимание детей на стол, где на подставке стоят 4 гнома, рядом с ними волшебный ларец с загадками.
- Как и у всех сказочных героев, у этих гномов тоже возникла проблема: Злой волшебный король Мумитроль заколдовал их, и они забыли, где же их место рождения.
- Как же нам поступить? Что можно сделать? (Дети предлагают расколдовать гномов, помочь им вспомнить, где они родились).
- Как вы думаете, как зовут гномов? Почему вы так решили? (Предположения детей).
- А если их назвать нежно, ласково? (Нефтик, Гипсик, Капелька и Глинчик)
- Нам предстоит сегодня с вами всем вместе отгадать загадки и выполнить задания злого Мумитроля, которые он оставил вот в этом волшебном ларце и расколдовать гномов.
Первая загадка:
1. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (нефть)
Открываем первое задание (под салфеткой с цифрой 1)
Дидактическая игра: «Что возьмет геолог?»
- Возьмите по 1 карточке. Подумайте и найдите ей место. Почему положили именно сюда? Найдите место рождения Нефтика (дети выбирают карточку). Почему вы так решили?
Вторая загадка:
2. Строят домик из него,
Улицы в селении.
Есть еще он в алебастре,
В нужном удобрении.
Поделочным считается,
В медицине славиться (гипс)
Дидактическая игра: «Кто добывает, что помогает?»
- Выберите, пожалуйста, изделие из гипса и поставьте к тому камню, из которого оно сделано. Как вы догадались? Почему? Покажите Гипсику, где он живет.
Третья загадка:
3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобиться сразу (глина)
- Кто догадался, что нарисовано на картинках? (изделия из глины)
- Какое свойство глины очень ценно для человека? (пластичность)
Дидактическая игра: «Что за чем?»
- Расположите по порядку выполнения работы гончара (приговаривая вслух). Дети выполняют задание.
- Где добывают глину? (в карьере) Найдите домик Глинчика.
Четвертая загадка:
4. Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без… (воды).
- Что перед вами на картинке? (капельки). А вот и тучка…
Подвижная игра «Мы - капельки»
(из книги «Волшебница - вода» - Н. А. Рыжкова).
Дети садятся.
- Как зовут гномика, которого будем выручать? (Капелька)
- Вспомните, пожалуйста, во что может превратиться капля воды? (Пар, снежинка, льдинка, росинка, градинка)
- Сможет ли капелька воды путешествовать под землей? (Ответы детей) А как можно это доказать? (Сделать опыт)
Воспитатель капает пипеткой воду в стакан с землей, песком, гравием, глиной.
- Что я делаю? Куда пропала капелька? Что с ней случилось? (Ответы детей)
- Значит, она проникла в песок. Что случилось с капелькой в земле? Гравии? Глине?
- Вода быстро проникла сквозь песчинки, гравий, землю, значит, эти породы можно назвать водопроницаемыми. А вот глина будет называться водонепроницаемой, т. к. она воду почти не пропускает. Так, доходя до слоя глины, образуются подземные воды и родники. Самостоятельная работа детей в парах (экспериментирование).
- Какой можно сделать вывод из проведенного нами опыта? Сможет ли капелька путешествовать под землей? (Ответы детей) Проводите гнома Капельку домой.
- Что мы сегодня с вами задумали и достигли ли цели? Какие задания злого Мумитроля мы выполнили? Какие задания показались сложными, трудными? Подумайте, за что сегодня каждый из вас может себя похвалить? Что у нас получилось?
- Действительно, мы сегодня помогли расколдовать гномов, отгадав загадки и выполнив задания злого Мумитроля, которые он оставил в волшебном ларце. Думаю, что они очень рады, вернувшись на свои места рождения. Давайте же и мы с ними вместе порадуемся, выходите в круг.
Игра «Гномик» (муз. Буренина)
- Вы очень хорошо знаете, где находятся полезные ископаемые и много рассказали о подземных сокровищах, которые подарила природа Кунгурскому краю.
Дети идут в центр изобразительной деятельности для изготовления настольной игры «Полезные ископаемые».