Олеся Морозова
Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Звук и буква О»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия в старшей логопедической группе по развитию навыков фонематического анализа и обучению грамоте.
Тема: Звук и буква О.
Цели: 1. Знакомство со звуком [O], его характерными особенностями, с гласной буквой «О».
Темочки:
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
2. Совершенствование умения выделять звук[O] на слух и в произношении из ряда других звуков, слогов, слов.
3. Формирование умения выполнять схему и анализ звуковых слияний, читать 2-3 буквенные сочетания из гласных букв.
4. Развитие зрительного внимания и памяти.
5. Воспитание культуры поведения на занятии.
Оборудование: зеркала, фриз с буквой «О», предметные картинки (окна, окунь, обувь, осень, овощи, ослик, облако, клен, банка, лев, учитель, наборы для звукового анализа слов, демонстрационная карточка буквы «О», раздаточные листы «Рабочего букваря» с буквой «О», цветные карандаши, карточки для чтения, конверт с письмом, презентация с заданиями, компьютер.
План занятия :
I. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, предлагает им присесть за столы.
Логопед : Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но это мы сделаем чуть позже. А сейчас, как всегда поставим зеркала и выполним гимнастику для язычка.
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед с помощью презентации проводит артикуляционную гимнастику:
- «Улыбка» :
Рано утром мы проснемся,
Маме с папой улыбнемся.
- «Заборчик» :
В окно выглянем во двор
И увидим там забор.
- «Маляр» :
Чтобы дома было чисто
Потолок покрасим кистью
- «Вкусное варение» :
А теперь мы отдохнем,
Чай с варением попьём.
- «Лошадка» :
По дорожке узкой, гладкой
Мы поскачем на лошадке.
- «Парашют» :
Встанем дружно на карниз,
С парашютом прыгнем вниз.
- «Индюк» :
Из кустов колючих вдруг
Выскочил болтун индюк.
- «Барабан» :
Он рассказывает нам
Про свой новый барабан.
III. Выделение звука [O] из начала слов, наблюдение за звучанием и артикуляцией, характеристика звука[O].
Логопед : Ребята, ко мне вчера пришло письмо от знакомой девочки Оли. Они с мамой отправились в отпуск на озеро. Озеро очень красивое, большое. А посередине – небольшой остров.
Когда я читала письмо, заметила, что в нем встречается много слов, начинающихся со звука, который мы с вами будем сегодня учить. Послушайте эти слова и скажите, какой звук у них первый : ОТПУСК, ОЗЕРО, ОСТРОВ, ОТДЫХ.
Дети слушают слова, выделяют первый звук. Затем логопед предлагает произнести его, глядя в зеркало. Совместными усилиями дается характеристика звука[O] – гласный, потому что он «поется» и во рту нет преград.
Логопед : Ребята, найдите и положите перед собой звук [O].
Дети достают красный квадрат, кладут перед собой на стол. Нажимают на него пальцем и произносят: «О-о-о».
IV. Выделение звука [O] на слух (хлопками) :
А) из ряда гласных: О, А, У, О, О, И, А, О, У, О,И
Б) из ряда слогов : АХ, ОХ, УМ, ИТ, ОН, ОП, УФ
В) из ряда слов: ОСЕНЬ, УТКА, ОВОЩ, БАНТ, ТАПКИ, ОБУВЬ, ОЛЬГА, ВАТА, БИНТ, ОЗЕРО.
Дети внимательно слушают, а, услышав звук [O], хлопают в ладоши.
V. Звуковой анализ слияний гласных звуков.
Логопед : Молодцы. А сейчас послушайте и скажите, сколько звуков я назвала. ОИ (ОАУ). Давайте, вместе выполним схему этих слияний.
Дети вместе с логопедом анализируют звуковой состав слияний, рассказывают о количестве и характере звуков, называя звуки поочередно.
VI. Выделение звука [O] в произношении по картинкам (презентация) :
Детям предлагается выбрать картинки со звуком [O], попутно объясняя свой выбор.
VII. Игра на внимание «Чего не стало?» (на панно выставляются те же картинки, что и в презентации)
Логопед : А теперь с выбранными вами картинками мы поиграем в игру на внимание «Чего не стало?». Закройте глаза. Я спрячу одну из картинок. Вы откроете глаза и должны будете вспомнить, какой картинки не хватает.
VIII. Физминутка
«Ветер и деревцо»
Ветер дует нам в лицо. Дети машут руками в лицо
Закачалось деревцо. Поднимают руки, качаются из стороны в сторону
Ветер – тише, тише, тише. Приседают, опускают руки
Деревцо – все выше, выше. Становятся на носочки, поднимают руки вверх.
IX. Знакомство с буквой «О»
Логопед : Гласный звук [O] обозначается на письме буквой «О» :
Погляди на букву «О»-
Ну совсем как колесо.
До того она кругла,
Укатиться бы смогла.
- Ребята, на что похожа буква «О»?
Дети отвечают: На колесо, на бублик…
X. Чтение слияний гласных букв по карточке :
Логопед : А теперь попробуем прочитать эти сочетания:
ОА, УО, ОИ, АОУ, ОУИ, УИО, ОУА.
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием!
XI. Работа на листочках «Рабочего букваря»
Логопед : Ребята, чтобы вы лучше запомнили букву «О», давайте её раскрасим. Каким цветом мы будем раскрашивать буквы? Почему?
XII. Итог занятия.
Логопед : Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Назовите слова с этим звуком.