Ольга Велижанина
Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми «Работа над плавностью речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ МУЛЫМСКАЯ СОШ
КОНСПЕКТ
ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
НА ТЕМУ:
«Работа над плавностью речи :
в элементарных ее формах
(гласных звуках; фраз из одного слова;
коротких предложений, длинных фраз
с логическим ударением)»
составила:
учитель-логопед
Велижанина О. С.
Публикация «Конспект подгруппового занятия с заикающимися детьми „Работа над плавностью речи“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Тема: «Работа над плавностью речи : в элементарных ее формах (упражнения на произнесение отдельных гласных звуков — 2-х, 3-х, 4-х, 5-и; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логическим ударением)»
Коррекционные цели:
I. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.
II. Развитие фонационного (речевого) дыхания.
III. Интонационные упражнения:
Звуки:
• учить владеть голосом и звуковой стороной языка
• отрабатывать слитность, длительность произнесения, широту звучания нескольких гласных звуков;
• соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков;
Слоги:
• произносить нараспев слоги (слова, повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге.
• произносить слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса
Слова:
• произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово
• произносить слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога
Предложения:
• учить говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.
• учить фразу разделять по смыслу на отрезки (речевые такты).
• следите за слитностью и дыханием
• учить в зависимости от места паузы изменять смысл высказывания
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель-логопед: сегодня мы начинаем работу над техникой речи, будем правильно дышать и расслаблять мышцы. (Дети становятся полукругом).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ :
1. Мышечное расслабление (Приложение1)
Учитель-логопед:
Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи. Научиться расслаблять произвольно мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю над их деятельностью.
Умение расслабить мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением. Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.
Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.
• Упражнения для рук
• Упражнения для туловища
• Упражнения для ног
• Упражнения для шеи
• Упражнения для органов артикуляции
• Упражнения для голосового аппарата
2. Дышим правильно – говорим легко
Учитель-логопед:
Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
Контролировать правильное речевое дыхание поможет (собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом). При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот.
• Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха
• Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха
• Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом
• Упражнения для формирования навыков носового дыхания
• Дыхательные упражнения с движениями
3. Тренируем артикуляционные мышцы
Учитель-логопед:
Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
• Упражнения для органов артикуляции
4. Работа над плавностью речи.
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Упражнение 1.
• Произносить сочетание гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким грудным голосом
У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ
Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАУО
Упражнение 2
• «Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения
а у
а а у у
а а у у
Упражнение 3.
• При произнесении последовательности гласных звуков – воспроизвести удивленный вопрос-недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издается одновременно с мягким выдохом.
У? У О? У А? О Э? А Ы? Э Ы? Ы
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
Упражнение 4.
• В непрерывной линии звучания выделить интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками
у О у а у э у и у ы – (вопрос)
у О у а у э у и у ы – (ответ)
у о у А у э у и у ы – (вопрос)
у о у А у э у и у ы – (ответ)
СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Учитель-логопед:
Два или несколько звуков нужно произносить на одном выдохе, как один длинный звук с активной артикуляцией. Сочетания из двух и более гласных звуков создают условия для оптимальной тренировки голоса.
Упражнение 1.
• Произносите на плавном выдохе слитно и длительно сочетания из двух, трех, четырех и более гласных звуков. Произнесение звукосочетаний потребует более длительного выдоха, поэтому воздуха нужно брать столько, чтобы не ощущать его нехватки. Сочетания из двух-трех и более гласных повторите два—шесть раз слитно, как будто непрерывно произносите один звук.
2 раза аэаэ аэоаэо
3 раза аэаэаэ аэоаэоаэо
4 раза аэаэаэаэ аэоаэоаэоаэо и т. д.
СОЧЕТАНИЕ С ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ.
Упражнение 1.
• Соединить навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков:
ШУ? У
У ШУ
У-ШУ, У-ШО, У-ША, У-ШЭ, У-ШЫ
ЖУ? У
У-ШУ ШУ-ЖУ
У – ШУ – ЖУ У – ШО – ЖО У – ША – ЖА
РАБОТА СО СЛОГАМИ.
Упажнение 1.
• Произносите нараспев слоги (слова, повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.
ТА ТА ТА ТА ТА
Упражнение 2.
• Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.
ма ма ма МА. вверх! Вот
па па па ПА. Я иду
та та та ТА. иду я
6а бо бу БЫ Вот вниз
ла ло лу ЛЫ
РАБОТА НАД СЛОВОМ.
Учитель-логопед:
Слово — основная единица речевого общения. Нередко одно слово заменяет целое предложение.
Гласные звуки в слове произносятся с различной высотой тона, что придает слову особую музыкальную выразительность. Так, ударные слоги произносятся более длитель-но при выраженных изменениях высоты голоса. Это дает возможность через устную речь лучше передать чувства и мысли. Поэтому необходимо тщательно тренироваться в овладении элементами слова.
Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, четко артикулируя каждый звук.
Упражнение 1
• Произнесите на одном выдохе сочетания слов слитно, как сложносоставное слово. Особое внимание обратите на экономное расходование воздуха и правильное выделение ударного гласного звука
ария — ария — ария
амплуа — амфора — астра
удар — урон — урок
отделение — операция — окулист
юмореска — юмористка — юмористы
Упражнение 2.
• Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу «слитность», с четким выделением ударного слога.
МОРОЗОСТОЙКИЙ ВЫСОКОУРОЖАЙНЫЙ
ЖАРОПОНИЖАЮЩИЙ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЙ
ОГНЕУПОРНЫЙ МАЛОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЙ
РАБОТА НАД СЛОВОМ И ФРАЗОЙ.
Упражнение 1.
Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.
• «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.
• «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.
• «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.
• «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.
Учитель-логопед:
Логическое ударение — «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности
слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.
Упражнение 1. (КАРТОЧКА 1)
Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
Всем известно: красна речь — слушанием.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
Учитель-логопед:
Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».
- Здравствуй!
- Привет!
- Что это ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?
- Мел несу! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена! Ах ты, шутник. Я сказал; «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
- Вон оно что.
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой. Это что же: у нее. волосы, что ли, зеленые?
- У кого — волосы?
- Да у Тамарки-то?
- Что-о?
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка.»
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
- Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя.
- Да! Стой, стой!
- Ну что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Упражнение 1. КАРТОЧКА 2
Помня о том, что предложение — это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, разделите предложения знаками препинания (паузами)
• Фраза разделена по смыслу на отрезки (речевые такты).
Задание
• Прочитайте предложения.
• Расставьте паузы и отработайте фразы.
• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
• Следите за слитностью и дыханием.
1)Без наук, / как без рук. //
2)Была бы охота, / заладится всякая работа.
3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //
4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.
5) Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //
6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //
7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //
Упражнение 2
• Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.
Как обрадовали / его успехи / друга!
Как обрадовали его / успехи друга!
После ухода учителя / в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс / принесли журнал.
У нас / с братом беда.
У нас с братом / беда.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ :.
- Над чем мы сегодня с вами работали?
- Что вам больше понравилось на занятии?
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
• Повторять релаксационные и дыхательные упражнения.
• Выполнять интонационные упражнения.
Приложение 1
• Мышечное расслабление рук
Упражнение 1.
Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.
Упражнение 2.
Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.
Упражнение 3.
Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.
• Упражнения для туловища
Упражнение 4.
Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).
Упражнение 5.
Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).
• Упражнения для ног
Упражнение 6.
Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании то левой, то правой ноги.
• Упражнения для шеи
Упражнение 7.
Стоя (сидя). Голову отвести максимально назад, ладони зафиксировать на лбу, локти развести в стороны. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться.
Приложение 2
КАРТОЧКА 1
• Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.
1. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
2. Кто хочет много знать — тому надо мало спать!
3. Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.
4. Всем известно: красна речь — слушанием.
___
КАРТОЧКА 2
Упражнение 1.
• Прочитайте предложения.
• Расставьте паузы и отработайте фразы.
• Между предложениями выдерживайте паузы более длительные, чем в середине фразы.
• Следите за слитностью и дыханием.
1)Без наук, / как без рук. //
2)Была бы охота, / заладится всякая работа.
3)Уж совсем стемнело, / и начинало холодать. //
4)Малина росла так высоко, /что заглядывала к нам в окна.
5) Слово отражает мысль: / непонятна мысль / — непонятно и слово. //
6)О людях надо судить по тому, / сколько и как / они в жизни сделали. //
7)Над речью надо много / и очень долго работать, / чтобы она была доходчивой, / выразительной и красивой. //
Упражнение 2
• Прочитайте предложения парами. В зависимости от места паузы измените смысл высказывания.
Как обрадовали / его успехи / друга!
Как обрадовали его / успехи друга!
После ухода учителя / в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс / принесли журнал.
У нас / с братом беда.
У нас с братом / беда.