Ольга Александровна Сальникова
Конспект подгруппового занятия по развитию диалогической речи «Зимние приключения «песочного человечка»
Тема занятия : «Зимние приключения «песочного человечка»»(использование песочной и снеготерапии).
Цель:
-формировать у детей речевую и коммуникативную компетентность, умение поддерживать диалог, вести беседу;
-закреплять представления о зиме и ее признаках;
-развивать связную диалогическую речь. Побуждать детей к экспериментально-исследовательской деятельности, выполнять разнообразные действия с песком и снегом, самостоятельно определять их свойства. Развивать представление, фантазию, внимание, тактильный анализатор, мелкую моторику рук, умение ориентироваться в пространстве;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию диалогической речи „Зимние приключения „песочного человечка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-воспитывать доброжелательность, любознательность, чувственность.
Оборудование: подарочная коробка, письмо с изображением новогодней елки, ящики с сухим и мокрым песком, картина «Зимний лес», плоские изображения зайчика и лисицы, игрушка «песочный человечек», султаньчики, разнос со снегом.
Ход занятия.
(Логопед обращает внимание детей на обвернутую в красочную подарочную бумагу коробку, которая стоит под елкой.)
Логопед:
-Ребята, как вы думаете, что это? Почему вы решили,что это подарок? Когда дарят подарки? Кто мог его оставить? Для кого Дед мороз приготовил этот подарок?
(Дети отвечают на вопросы. Логопед побуждает их поразмышлять. предлагает детям поделиться на пары и спросить у друг друга,кто какой подарок нашел под елкой.)
Логопед: Посмотрите, тут еще и письмо есть! Что на нем изображено?
(Дети описывают письмо с изображением новогодней елки. Логопед помогает детям подбирать прилагательные).
Логопед:
-Молодцы! Как вы хорошо описали письмо! Вспомните какие письма вы делали для своих родных.
-На обратной стороне этого письма что-то написано! «Подарок для «песочного человечка»». «Песочный человечек» -это маленький мальчик, который живет в песке и очень любит играться с ним. Получается, что он не получил своего подарка на Новый год!
-Как вы думаете, он огорчился? А мы можем ему помочь?
(Логопед побуждает детей поразмышлять, что они могут сделать, поддерживать идею найти «песочного человечка» и передать ему новогодний подарок.).
1. Двигательная игра на ориентирование «Ищем «песочного человечка»».
Логопед называет места, используя предлоги: на, пол, за, перед, слева, справа. Дети ищут. Например: «Может «песочный человечек» спрятался под столом? Посмотрите внимательно, нет ли его слева от шкафа?»
Логопед:
-Давайте шепотом позовем «песочного человечка». А теперь громче. (Дети упражняются в регулировании силы голоса).
-Нет нигде «песочного человечка»! Что же нам делать (Дети проговаривают свои догадки).
Логопед обращает внимание детей на картину, накрытая тканью. Ребята все вместе снимают ткань и рассматривают картину, на которой изображен пейзаж зимнего леса.
Логопед:
-Что это? Ребята, давайте поищем «песочного человечка» в лесу! Закрываем глаза и делаем шаг вперед.
2. «Вхождение» в картину «Зимний лес».
Логопед:
-Куда мы попали? Вам нравиться в лесу?
-Какое время года в лесу? Как вы догадались?
-Вдохните воздух зимнего леса. Какие запахи вы почувствовали?
-Прислушайтесь. Что слышите? Посмотрите вокруг. Какие деревья вы видите? Сколько их?
-Что это за дорожка между деревьями? Какая она: длинная или короткая, широкая или узкая, ровная или волнистая? Куда ведет она? Пойдем по ней друг за другом!
-Куда мы пришли? Как вы думаете, кто живет в этом домике? Почему не «песочный человечек»? Идем дальше. Посмотрите, кто-то из-за куста выглядывает. Может это «песочный человечек»? И правда это не он. Длинные уши, куцый хвост…Кто это?
Логопед выставляет плоскостное изображение зайчика на картине, побуждает детей описать зайчика и попросить у него помощи, употребляя вежливые слова.
Логопед:
-Зайчик говорит. Что нужно бежать прямо. А это кто бежит нам навстречу?
(Выставляет изображение лисички). Давайте спросим у лисички, знает ли она, где искать «песочного человечка». (Дети, используя вежливые слова по очереди обращаются к лисичке и задают ей вопросы).
Логопед:
-Дети, вы заметили как гнутся деревья? Почему наклонили свои ветки? Так это сильный ветер налетел и согнул ветки деревьев, закрутил в метели снежинки…
Дети с логопедом имитируют движения: поднимают руки, машут ими, кружатся.
Логопед: -Ой как много снежинок нападало к нам на стол (показывает поднос со снегом). Давайте пальчиками отгорнем снежок, может здесь спрятался «песочный человечек»?
3. Игры со снегом.
Дети отгортают пальчиками снег, определяют его свойства. Логопед предлагает детям слепить из снега разные фигурки с помощью формочек.
Логопед: И среди снега нет «песочного человечка». Идемте искать дальше.
Дети подходят к ящикам с песком. Возле них находят игрушку «песочного человечка».
Логопед: А вот и тот кого мы так долго искали! Ну, конечно, «песочный человечек» ждет нас возле песка! Поздороваемся с ним. А как еще можно поздороваться?
Дети знакомятся с «песочным человечком», называют свои имена, описывают игрушку. Рассказывают как его искали и для чего, дарят подарок и по очереди поздравляют с зимними праздниками. «Песочный человечек» благодарит детей и предлагает поиграться.
4. Игры с песком.
«Пальчики шагают» («шагают» указательным и средним пальцами по песку-сухому и влажному. сравнивают ощущения);
«Идут медвежата»(«идут» по песку,переставляя кулачки);
«Прыгают зайчики» (указательным и средним пальцами имитируют прыжки по песку);
«Идет лисичка»(указательным пальцем проводят волнистые линии);
«Песочный дождь»(набирают песок в жмени, сыпят понемногу над ящиком);
Логопед:
-А может сделаем «песочному человечку» домик из песка.? В каком ящике будем лепить, там где влажный песок или где сухой? Почему?
Дети отвечают, объясняют, лепят домик, украшают его султанчиками. «Песочный человечек» благодарит детей за домик. а они его за игру.