Елена Савельева
«Прогулка в зимний лес». Конспект подгруппового занятия-игры по познавательно-речевому развитию для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение и активизация словаря по лексической теме «Зима» и использование в речевой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»;
- Закрепить знания детей о зиме и зимних явлениях;
- Совершенствовать грамматический строй.
Развивающая:
- Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление;
- Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.
- Развивать речевое дыхание;
- Развивать диалогическую и интонационную выразительность речи;
- Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы. Высказывать свое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.
-Воспитывать совершенное чувство прекрасного от общения с природой.
-Содействовать формированию положительных эмоций у детей, умения любоваться и замечать изменения в природе в жизни людей зимой.
Планируемые результаты обучения:
- Расширится и активизируется словарь по теме «Зима».
- Артикуляционный аппарат станет более подвижен, улучшится мелкая и общая моторика.
- Изменится длина речевого выдоха, работа голоса по силе высоте и тембру у детей, при выполнении игр и упражнений.
- Совершенствуется навык передачи голосом различных видов интонаций, координация речи с движением. Речь детей станет менее аграмматичной. Станут правильно использовать в речи предлоги.
- Отвечать на поставленные вопросы полным ответом, дополняя ответы, друг друга.
Предварительная работа:
На познавательных занятиях проводится беседа об образовании снежинок (из водяных капелек, о форме снежинок (у них всегда 6 концов). Дыхательное упражнение «Снежинки» (координация речи с движением, развитие воображения). Н. В. Нищева (конспекты логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР).
Слушание музыки: «Уж ты, зимушка-зима», симфония П. И. Чайковского «Зимние грёза», пьесы из цикла «Времена года».
Изобразительная деятельность: рисование елочки в снегу, снежинки.
Чтение художественной литературы о зиме: рассказ про зайца.
Стихи: предлагаемые Н. В. Нищевой. «Зима пришла», «Снежинки», «Первый снег», «Всё злее….», загадки о зиме, зимних забавах. (Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.
Игры и упражнения: Н. В. Нищева «Снежная баба» (координация слова с движением, развитие творческого воображения, пальчиковая гимнастика: «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).
(Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001. Речевая игра: «Зимой».
Материалы и оборудование:
Ноутбук, аудиозапись музыкального произведения (музыка П. И. Чайковского из концерта «Времена года» - «Русская зима»).
Вешалка с зимней одеждой. Фланелеграф – на нем кубики-сугробы, снежинки.
Демонстрационный материал: Зимний лес-панно, ёлки, зимующие птички (снегири, синички). Игрушки: зайчик беленький, мишка. Маски. Картинки: зимний лес, лыжи, зимняя шапка, зимняя куртка, зимние сапоги, зимний шарф, деревья, полянки, ёлочки, кусты, снежинки. Пиктограммы, дерево обгрызенное, кустики, снежинки, мнемотаблица к рассказу «Гостья зима».
Словарная работа: время года,зима.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, повторение, обобщение, художественное слово,физминутка, показ и обьяснение, наблюдение за работой педагога, поощерение.
Ход занятия:
Вводная часть: 3 минуты
Звучит музыка П. И. Чайковского из концерта «Времена года» (дети входят под музыку).
Л: Ребята, к нам пришли в гости наши друзья. Поздоровайтесь.
Логопед организует приветствие с детьми, приглашая их на прогулку в зимний лес.
Л: «Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
на санках прокатила. (Зима)
Д: Зима.
Л: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?
Д: Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.
Л: Назовите зимние месяцы.
Л: Каким, словом можно ласково назвать зиму?
Д: Декабрь, январь, февраль.
Л: Скажите, зима, - она какая?
Д: Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая.
Л: Каким, словом можно ласково назвать зиму?
Д: Зимушка.
Основная часть: 15 минут
Л: Ребята, Зимушка-зима пригласила нас на прогулку в зимний лес.
Мимическая гимнастика
Л: Мы с вами отправляемся в путешествие в зимний лес: выразите своё настроение: мы увидели первый снег и радуемся, ёжимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Д: Выполняют мимическую гимнастику.
Л: На чем бы вы хотели туда отправиться?
Д: На лыжах, на санках, на машине, на коньках (выбор).
Л: Какую одежду наденете?
Д: Зимнюю одежду.
Л: Правильно, зимнюю одежду (подчеркивается голосом - зимнюю). Какие сапоги обуете? (зимние сапоги).
Какую шапку наденете? (зимнюю шапку).
Л: Оделись, молодцы! Встали на лыжи, взяли палки. В путь. По какой дороге поедем?
Д: По зимней дороге (имитируют езду на лыжах). Панно зимнего леса.
Л: Прежде чем отправиться, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом?
Д: Дышать нужно носом. Дышат (имитация).
Л: Чувствуете, какой мороз. Каким воздухом мы дышим?
Д: Морозным воздухом.
Л: (ежится). А вот и зимний, сказочный, волшебный лес. Как в лесу?
Л: Каким стал лес зимой?
Д: Белоснежным, красивым, праздничным, нарядным, чудесным, сказочным.
Л: Зима, какая?
Д: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, ветреная, весёлая, нарядная и т. д.
Д: Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.
Л: Что делает снег?
Д: идёт, тает, кружиться, летает, падает, ложиться, сверкает, скрипит, вьётся и т. д.
Д: Холодно. Мы замерзли.
Л: Да, ребята Мороз не велик, а стоять не велит. Чем покрыты все деревья?
Д: Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.
Л: А еще, что покрыл снег?
Д: Ёлочки, кустики, полянки.
Л: А из чего состоит снег?
Д: Из снежинок.
Л: Подул ветерок на снежинки.
Л: Что снежинки делают?
Д: Кружатся, вьются, летят, падают, на землю ложатся.
Л: Хороша зима. А чем хороша зима?
Д: Зимой можно кататься на ледянках, на лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки.
Л: А чем зимой плохо?
Д: Бывает сильно холодно, дуют мотели, долго одеваться на улицу, тяжело ходить в теплой одежде, нужно сушить одежду, зимой простываем и болеем.
Л: А звери в лесу не мерзнут. Почему?
Д: У них теплые шубки.
Л: А кто под елочкой сидит
И ушами шевелит.
Прыгает он ловко.
И грызет морковку.
Д: Ребята посмотрели под елочку и увидели зайчонка. Ой, это зайчонок, заинька, зайчишка.
Л: Как вы думаете, с каким настроением, он нас встречает? (веселым, радостным). Выберете маску, которая подходит настроению зайчика. (выбирают на ковре).
Л: Какой он?
Д: Ушки длинные, хвостик короткий, носик розовый, шубка белая. Зимой он белый, а летом серый.
Л: Кто обгрыз кору дерева, дети?
Д: Зайка. Он зимой грызет не морковку, а кору деревьев.
Л: А мы то думали, он морковку ест.
Речевая игра: «Зимой» (Рождественская В. И. и Павлова А. И. Игры и упражнения для исправления заикания. Изд. «Просвещение», 1978 г. с. 23)
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так.
Мишка зайку испугал
Зайка прыг и ускакал.
Вот так, вот так.
Л: Куда ускакал зайка?
Д: За пенек, под кустик, за дерево, под елочку, за сугроб.
Рассказ (самостоятельное рассказывание с опорой на картинки).
Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
Выкладываются картинки. Логопед начинает, а дети продолжают.
Логопед начинает, а дети продолжают, а затем по очереди пересказывают рассказ с опорой на мнемотаблицу. Вам помогут подсказки-карточки.
Пересказ рассказа «Гостья зима».
Примерный рассказ: Мы ходили на прогулку в зимний лес на лыжах.
Мы оделись по-зимнему. Надели зимнюю шапку. Зимнюю куртку. Зимние сапоги. Зимний шарф. Нас встретил волшебный, сказочный, зимний лес. Все деревья, полянки, кусты он покрыл белым. Пушистым, мохнатым, холодным, чистым снегом. Зимой на улице морозно и много снега. Он падает в виде снежинок. Подул ветерок, снежинки закружились, полетели, упали на землю. Мы встретили пушистого, белого зайку, с длинными ушами. Он сидел под елочкой. Мы с ним подружились. Дети любят из снега делать снежки и играть друг с другом, кататься на санках, на лыжах, на коньках, с горки, лепить снеговика. Мы очень любим зиму.
Заключительная часть: 3 минут
Логопед предлагает вспомнить, о чем говорилось на занятии и ответить на вопросы: Какое время года сейчас? Какие признаки зимы знаете? Какие зимние месяцы вы запомнили? Назовите их по порядку.
Л: Ой, ребята, Зима подарила на прощанье снежинки (поднимают снежинки, а к ним привязаны конфеты «Снежинка»). Конфета называется «Снежинка». А от какого слова образовалось? (от слова «снег»).
Давайте скажем нашим гостям – до свидание.
Список используемой литературы:
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! /Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»)
5. Н. В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001 г.
6. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб: КАРО, 2004. – 92с. : ил. -(Популярная логопедия)
7. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозайка-Синтез»; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 80с.
8. Загадки на тему: «Времена года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teremok.in/Zagadki/vremena_goda/vremena_goda_freim.htm