Семенова Кристина
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Морские обитатели»
Цель: развивать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Морские обитатели»;
2. Упражнять в употреблении и различении притяжательных местоимений «мой», «моя»;
3. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов;
4. Продолжать автоматизировать отрабатываемые звуки в словах;
5. Закреплять навык физиологического дыхания, стоя на месте;
6. Учить образовывать названия рыб, опираясь на характерные внешние признаки.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мимические мышцы лица;
2. Развивать общую моторику и координацию движений;
3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
4. Развивать фонематическое восприятие и анализ;
5. Развивать связность высказываний, творческое воображение;
6. Развивать навыки звукового анализа.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность речевых высказываний;
2. Воспитывать умение действовать по правилу
Оборудование: игрушка-осьминог; артикуляционная гимнастика в картинках «Морские обитатели»; картинки «Эмоции»; картинки на звуки [А], [У]; картинки на звуки [Л’], [Р] мужского и женского рода; массажный мяч; картинки «Морские обитатели», серия картинок «Рыбы».
Ход занятия
№
Логопед
Дети
Примечание
Время
I
Организационный момент
Задачи. Настроить детей к будущему занятию, создать положительный эмоциональный фон, закрепить навык физиологического дыхания, стоя на месте
Ребята, добрый день! Меня зовут Кристина Сергеевна и я сегодня с вами буду проводить занятие.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать волшебный маленький мячик – своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
А чтобы наше настроение было ещё лучше, мы вдохнём через нос доброту, радость, красоту, а выдохнем через рот обиды, огорчения, злобу.
Дети входят в группу и садятся на стульчики.
Дети встают в круг, передают друг другу массажный мячик, приветствуют друг друга.
Выполняют дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через рот. (3 раза)
Логопед участвует, наблюдает за взаимодействием детей друг с другом.
Оборудование: массажный мячик
3 минуты
Введение в тему. Сообщение темы занятия
Задачи. Замотивировать детей на предстоящую деятельность, сформулировать цели занятия
Смотрите, под покрывалом кто-то спрятался! Гость оставил про себя загадку:
Ты со мною незнаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Кто, скажи я?
Кто это? Где живёт осьминог? Каких морских обитателей вы знаете?
Осьминог оказался в нашем детском саду неслучайно, он узнал, что наши ребята знают очень много интересного и решил посмотреть на то, как вы занимаетесь. Приготовил для вас столько заданий, сколько у него ног. Сколько ног у осьминога? Значит нас ждёт восемь заданий.
Дети отгадывают загадку, рассматривают гостя-осьминога (игрушку).
Отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы, формулируют цель занятия (выполнить задания осьминога).
Логопед слушает ответы детей, при необходимости помогает
2 минуты
II
Основная часть
1
Игра «Мы умеем»
Задача. Развивать мимические мышцы лица
Ребята, предлагаю вам показать осьминогу, что мы с вами умеем. Посмотрите на картинки и повторите эмоции, которые на них изображены. Что мы делаем на первой картинке? – Удивляемся! А на второй?
Дети выполняют мимические упражнения с опорой на картинку и проговаривают свои действия (удивляться, огорчаться, сердиться, радоваться)
Оборудование: картинки «Эмоции»
1 минута
2
Артикуляционная гимнастика «Морские обитатели»
Задача. Развивать артикуляционную моторику.
Какие вы молодцы! А теперь мы с вами изобразим морских обитателей с помощью губ и язычка.
Дети выполняют артикуляционные «Акула», «Дельфин», «Рыбка», «Кит» упражнения по показу логопеда.
Оборудование: артикуляционная гимнастика в картинках «Морские обитатели»
1 минута
3
Игра «Прохлопай слово»
Задачи. Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Молодцы! Давайте познакомимся с друзьями нашего осьминога. Будем доставать из мешочка по одной картинке, называть её, прохлопывать слово.
Дети достают картинки, называют слово, прохлопывают его, считают, сколько в нём слогов.
Оборудование: картинки «Морские обитатели» (дельфин, кит, медуза, черепаха, рыба, звезда)
2 минута
4
Игра «Раздели картинки»
Задачи. Автоматизировать звуки [л’] и [р] в словах, развивать умение различать и употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя»
Осьминог предлагает разделить картинки. Арсений возьмёт те, про которые можно сказать «это мой», а Вика - те, про которые можно сказать «это моя»
Дети выполняют задание
Оборудование: картинки на звуки [Л’], [Р] мужского и женского рода
2 минуты
5
Игра «Топай-хлопай»
Задача. Развивать фонематическое восприятие и анализ, общую моторику
Ребята, я называю вам животных, если это животное относится к морским обитателям, вы должны хлопнуть в ладоши, а если это животное обитает на суше – топнуть ногой.
Дети внимательно слушают слова и выполняют действия.
Речевой материал: ОСЬМИНОГ, ДЕЛЬФИН, МЫШЬ, КИТ, ЛИСА, ВОЛК, РЫБА, ЗАЯЦ, КОТ, МЕДУЗА
2 минуты
6
Игра «Спаси от акулы»
Задача. Развивать навыки звукового анализа.
Пока мы с вами играли, на наших морских друзей напала акула. Чтобы нам с вами их спасти, мы должны подарить акуле картинки, название которых начинается с её любимого звука – звука [а]
Дети выбирают из предложенных картинок только те, название которых начинается со звука [а]
Оборудование: картинки на звуки [а], [у]
2 минуты
7
Игра «Необычные рыбы»
Задача. Учить образовывать названия рыб, опираясь на характерные внешние признаки
У нашего осьминога в море есть ещё очень много друзей — рыб. Давайте мы посмотрим на их портреты и попробуем догадаться, как они называются.
Дети рассматривают картинки, по характерным признакам дают название рыбам
Оборудование: серия картинок «Рыбы» (рыба-меч, рыба-пила, рыба-носорог, рыба-клоун, рыба-ёж, рыба-молот)
2 минуты
8
Игра «Рыбка»
Задача. Развивать мелкую моторику
Ребята, какие вы молодцы! Теперь пришло время выполнить последнее задание осьминога – поиграть с нашими пальчиками! Повторяйте за мной
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать
Рыбка спину изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла
Дети выполняют движения
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка
Грозят пальчиком
Медленно сжимают ладони
Снова изображают, как плывёт рыбка
Делают хватательное движение обеими руками
Снова «плывут».
Логопед наблюдает за выполнением
2 минуты
III
Подведение итогов занятия
Задача. Оценить работу на занятии.
Давайте посмотрим, все ли задания осьминога мы выполнили?
Какое задание было самым трудным?
Какое задание показалось лёгким?
Дети рассказывают свои впечатления о занятии
1 минута