Семенова Наталья Ивановна
Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Определяем плавучесть предмета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного вовремя эксперимента, фиксировать результаты на листе бумаги.
Материал: одноразовые тарелки, вода, листы бумаги с изображением сосуда с водой.
Оборудование: деревянная палочка, монета, пробка, камешек, перо, резина, морская раковина, картонный кораблик.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста „Определяем плавучесть предмета“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия – экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям стать настоящими исследователями и знакомит их с символами, изображающими методы исследования.
Далее детям предлагается собрать по несколько самых обычных предметов. Например: : деревянная палочка, монета, пробка, камешек, перо, резина, морская раковина, кораблик.
После сбора предметов педагог ставит перед детьми емкость с водой.
2. Прогнозирование результата.
Воспитатель предлагает детям высказать предположения по поводу того, что произойдет, если собранные предметы опустить в воду, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Уточняется, какие методы исследования будут использоваться. (Дети высказывают предположения по поводу поведения предметов.) 3. Выполнение эксперимента.
Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочередно опускаются в воду.
После завершения первого опыта эксперимент продолжается. Изучаются сами плавающие предметы.
ети высказывают предположения по следующим вопросам:
• все ли они легкие?
• все ли они одинаково хорошо держаться на воде?
• зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?
• будет ли плавать пластмассовый шарик?
• что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки?
• что произойдет, если объединить плавающие и не плавающие предметы?
- они будут плавать или оба утонут?
Физминутка
"Рыбки плавали, ныряли"
Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками) То сойдутся, разойдутся, (горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)
4. Фиксирование результатов эксперимента.
Дети фиксируют полученные результаты на листе бумаги с изображением таза с водой. Картинки, изображающие предметы, используемые в опыте, приклеиваются либо на поверхности воды или на низ таза.
Вывод.
После завершения эксперимента, с помощью пиктограмм, дети делают «доклад». Рассказываю, какие предметы плавают, а какие тонут и почему. Картинка с изображением таза с водой и наклеенными в соответствующих местах изображениями предметов используемых в эксперименте остается висеть в групповой комнате для закрепления и последующего обсуждения.
Закрепление материала.
В течение недели играть с детьми в игры «Наоборот», «Тяжелый – легкий». Во время обеда обращать внимание на то, что ложка железная, тяжелая, она тонет в таких жидкостях как бульон, компот, чай и т. п. Предложить детям вспомнить о том, что корабли не тонут, хотя они тоже железные, потому что они особой формы – у них есть бортики, пространство между которыми заполнено воздухом.
Домашнее задание.
Предложить родителям, чтобы они вовремя купания давали ребенку предметы, которые плавают и тонут в воде. Например: карандаш не тонет, потому, что он деревянный и легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики, между которыми находится воздух. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду.