Юлия Соловей
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Старый пень — объект экологической тропы»
▼ Скачать + Заказать документы
Практико-ориентированная программа для детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.
Объекты экологической тропы на участке МБДОУ д/с № 27 "Сказка"
Старый пень
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Старый пень — объект экологической тропы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитатель подготовительной группы:
Соловей Юлия Анатольевна
Старый пень. Игровой объект тропы, интересен и прост. Многофункционален. Можно вспомнить интересную историю от "старого пня", можно посидеть всем вместе и поиграть в речевые игры, а можно просто "послушать" звуки природы.
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Программное содержание:
1. Формировать представление детей о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц;
2. Развивать представление детей о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву (сделать место отдыха, скульптурную композицию с помощью родителей, использовать в поделках); умение ориентироваться по плану экологической тропы;
3. Воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, экологическую культуру.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
Материал: дидактическая игра «Найди дерево», «Подбери лист», «Съедобное-несъедобное», муляжи грибов, 2 корзинки, сюжетная картина «как растет дерево», экологический знак «Отдых»; «Пинать запрещено», кольцевые спилы,
Словарная работа: крепчал, спил, годичные,
Предварительная работа: рассматривание веток различных деревьев, картинок и поделок из природного материала, наблюдения, беседы, разгадывание загадок, опыты.
Ход занятия:
Воспитатель : Старик Лесовик прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.
Читаем письмо: «Дорогие мои друзья! Здравствуйте! Я наблюдаю за вами, когда вы путешествуете по экологической тропе. Я вижу, вам нравится путешествовать. Я, как хозяин тропы, приглашаю вас к старому пню. Там вы узнаете о старом пне и о других чудесах».
Ну что, ребята, принимаем приглашение Старика Лесовика?
Дети: ответ детей.
Воспитатель : Отправляемся к старому пню. Давайте рассмотрим на плане, как нам до него дойти.
Дети рассматривают план экологической тропы.
Воспитатель : Нашли?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда отправляемся в путь!
11 Объект- «Старый пень».
Вот мы с вами и дошли.
Воспитатель : Дети, а дерево у нас живой объект или нет?
Дети: Ответы детей. (Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается).
Воспитатель : У пня есть признаки?
Дети: нет
Воспитатель : его можно назвать деревом?
Дети: Нет
Воспитатель : Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?
Дети: от сильного мороза, ветра или люди его сломали.
Появляется Старик Лесовик.
Старик Лесовик : Вот как раз от сильного ветра это дерево и погибло.
Здравствуйте ребята. Я хранитель экологической тропы вашего детского сада. Хочу я вам рассказать историю одного удивительного дерева.
Называется это дерево Тополь. Вырос он из одного маленького семечка. С каждым годом Тополь набирался сил и рос. Становился все выше и выше. Крепчал. Тополь распускал каждую весну зеленые листья, летом умывался теплыми дождями, осенью дарил пожелтевшую листву холодным ветрам, зимой кутался в снежную шаль. Лесные птицы вили на нём гнезда, по коре пробегали ящерицы, веселые белки прыгали на его ветках, и важные жуки проползали по своим делам. Со всеми Тополь дружил, и никто не обижал. Прошло время. Состарилось дерево, и от сильного ветра погибло. Люди его спилили. Из ствола сделали мебель, из толстых веток – бумагу для книг и тетрадей. Тополь прожил долгую жизнь и выполнил свой долг, как солдат, и мы должны его уважать.».
Жалко мне стало дерево. Ведь от него остался лишь старый пень, никому ненужный и всеми забытый. Вот все думаю, как можно помочь ему? Сам справиться я не могу, поспешил к вам за помощью. Дети сможем ли мы помочь Тополю? Ведь не должен он грустить, став пнем.
Дети: ответ детей.
С. Л. : А вы знаете дети, как можно определить возраст дерева?
Дети: ответы детей.
С. Л. : Возраст дерева можно определить тремя способами:
По годичным кольцам, которые можно найти на спиле дерева. 2 кольца темное и светлое – составляю год жизни дерева. Светлое кольцо появилось летом, когда дереву хватало света, тепла и воды, а темное кольцо – зимой, когда не хватает питательных веществ, и служит оно опорой дереву.
Также можно определить возраст по количеству веток, отходящих от ствола, но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, так как веточки со временем ломаются и зарастают корой.
По высоте в метрах.
Воспитатель :
Дети, воспитатель и старик Лесовик обходят вокруг пня. Рассматривают его, наблюдают за насекомыми, растениями на пне.
Ситуативная беседа, вопросы и ответы детей. (кого увидели, чем занят, что растет, как выглядит)
Воспитатель : Старик Лесовик, а сколько же лет нашему пню? Можно мы с детьми посчитаем?
Воспитатель : Посмотрите на стол, на них лежат так называемые кольцевые спилы, посмотрите на них внимательно.
-Чем снаружи покрыт пень?
Дети: корой.
Воспитатель : Для чего кора нужна дереву?
Дети: защищает дерево.
Воспитатель : от чего защищает дерево кора?
Дети: от повреждений.
Воспитатель : Верно, а еще – от высыхания, от воздействия сильного холода и жары. Из чего состоит сам ствол?
Дети: из древесины, колец.
Воспитатель : Почему летом образуются большие светлые кольца? Что вы видите еще?
Дети: узкие кольца.
Воспитатель : когда образуются узкие кольца, как вы думаете?
Дети: зимой.
Воспитатель : Да, они образуются в зимний период, когда деревья находятся в состоянии сна. Как вы думаете почему?
Дети: холодно, мало светит солнце.
Воспитатель : а можно узнать по спилу дерева сколько ему было лет?
Дети: да
Воспитатель : а как?
Дети: надо посчитать, сколько темных узких колец и сколько светлых колец.
Воспитатель : Конечно и только тогда мы узнаем, сколько лет дереву. Давайте мы с вами попробуем посчитать. Посчитали?
Дети: да.
Воспитатель : сколько у вас получилось? Молодцы! Сколько лет нашему дереву? Вот мы с вами и узнали сколько лет было нашему дереву.
Воспитатель : Дети я вам тоже хочу прочитать один рассказ про старый пень. Старик Лесовик, ты хочешь его послушать? А вы дети?
С. Л., Дети: ответы детей и Лесовичка.
Дядюшка Ау: пока вы будите читать, я хочу отдохнуть – устал. Где бы мне присесть?
Воспитатель : на землю не садись, испачкаешься. А скамеечки здесь нет. Тебе нужно что-то похожее на табуретку. Сейчас мы с ребятами поищем, где тебе присесть
Дети: Ответы детей (на пень)
Воспитатель : молодцы ребята! Садись, старик Лесовик!
Воспитатель : читает рассказ Валентина Петровича Катаева «Пень»
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям :
- Видите, даже люди и те мне кланяются. Пришла бабушка - поклонилась,
пришли девочки - поклонились, пришел старик - поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый
главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной
осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать :
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу,
ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а
обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя
опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.
Воспитатель : Вот такой рассказ про пень. О чем это рассказ?
Дети: ответы детей.
Воспитатель : Дети, а вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Проверим ваши знания? Соберем корзинку съедобных грибов? Делимся на 2 команды
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» или подвижная игра «Собери корзинку».
Воспитатель : Дети, как вы думаете нужно ли здесь поставить экологический знак «Пинать запрещено»? А почему? Ведь несъедобные грибы никому не нужны, они ядовиты и кушать их нельзя!
Дети: Ответы детей (Поганки, мухоморы нужны животным, они для них полезные и питательные, а также являются лекарством)
Дети совместно с воспитателем ставят экологический знак. (пинать запрещено)
Воспитатель : Хорошо тебе Старик Лесовик, удобно сидеть на старом пне?
С. Л. : очень удобно!
Воспитатель : вот тебе и старый пень! Старый, а выдержит любого: и взрослого, и ребенка. А какой-нужный-то он! Не будем же мы в путешествие брать стул или табурет. В каждом лесу есть пень или сваленное ветром дерево. Вот вам и лавочка, и готовый табурет!
Дети мы оставим значок, который обозначает, что тут можно отдохнуть всем прохожим, всем путникам. Старик Лесовик, ты не против?
С. Л. : нет, не против. Я отдохнул и набрался сил! Пусть теперь и другие воспользуются добрым старым пнем. Спасибо тебе!
Кланяется пню, дети ставят перед пнем экологический знак «Место отдыха в природе»
Воспитатель : я очень рада, что теперь у пня началась вторая жизнь. Когда-то он был красивым деревом, теперь стал полезным пеньком. К этому знаку будут приходить все, кому нужен отдых. И пню будет веселее!
Дети: да
Воспитатель : посмотрите, вокруг спиленного дерева тоже лежат тонкие ветки. Они тоже, наверное, считают, что стали никому не нужны. А вы как думаете?
Дети: птицам, чтоб строить гнезда
Воспитатель : и детям для разных поделок! Я обязательно расскажу вам, как из таких веточек можно сделать много интересных вещей. Предлагаю вам сегодня собрать их, а завтра начать мастерить поделки.
Воспитатель : спасибо, Старик Лесовик. Приходи завтра к нам. Мы вместе сделаем что-нибудь и увидим, как из твоей веточки получилась красивая поделка.
На следующий день предлагается детям выполнить аппликацию или лепку, используя природный материал. Воспитатель с помощью садового секатора разрезает веточки на ровные спилы – брусочки.
Список использованной литературы:
1. Я. К. Березняк «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
2. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» М. : Просвещение, 2002
3. Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»
4. Н. А. Рыжова «Наш дом – природа»
5. В. П. Катаев «Пень»