Мякушкина Ольга
Конспект занятия по саморазвитию «Дополнительные игры для развития психических и речевых навыков детей с ОВЗ»
▼ Скачать
Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа №1»
Воспитатель МБОУ Бутовской СОШ № 1 Мякушкиной О. В.
Предлагаю краткую характеристику дополнительных игр, направленных на развитие высших психических функций и речевых навыков детей с ОВЗ.
Публикация «Конспект занятия по саморазвитию „Дополнительные игры для развития психических и речевых навыков детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Игра «Что лишнее?»Игра направлена на развитие наглядно-образного мышления,
зрительного восприятия, обогащение словарного запаса. Перед игроком выкладываются 4 карточки с изображениями предметов, из которых 3 картинки объединены каким-либо признаком (принадлежность к группе предметов, цвет, форма, функции, наличие заданного звука с названии картинки) и одна картинка лишняя. Игрок называет лишнюю карточку и дает обоснование своего выбора. Следует
помогать детям отвечать на вопросы задания полным ответом, правильно формулируя предложения.
Игра «Запомни и назови»
Карточки с изображением предметных картинок, геометрических фигур, символов, букв, цифр можно использовать для развития зрительной памяти, восприятия, объема внимания, пространственной ориентировки детей. Перед детьми выкладывают несколько карточек (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем ребенка просят отвернуться (либо взрослый закрывает карточки экраном) и назвать их в любой последовательности.
Можно расположить 4-9 картинок в 2-3 ряда и предложить детям запомнить их, после чего перевернуть карточки и задать следующие вопросы:
• «Назовите картинки в верхнем ряду (во втором, в третьем ряду)»;
• «Назовите картинки в первом (втором, третьем) столбике»;
• «Назовите картинки в верхнем ряду слева направо или справа
налево»;
• «Назовите картинки в первом (втором, третьем) столбике сверху
вниз или снизу вверх»;
• «Назовите картинки, которые находятся: в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в центре, вверху в середине, справа в середине» и т. д.
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»
Игра направлена на развитие объема зрительного внимания, памяти. Перед детьми выкладывают несколько карточек (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем карточки закрывают экраном или переворачивают изображениями вниз. Ведущий может убрать или поменять местами одну-две карточки и спросить детей : «Что изменилось?», «Чего не стало?». Игроки должны восстановить последовательность карточек или назвать недостающие. Задание можно повторить 3-4 раза с разными изображениями.
"Пексесо" или «Memory»
Эта известная всему миру игра хорошо развивает внимание и память. Количество игроков от 1 до 3. Для игры понадобятся парные карточки с изображениями. Это могут быть пары одинаковых картинок или картинок с изображением предметов, объединенных каким-либо признаком или ситуацией. Количество пар может быть от 3 до 15. Чем больше пар карточек, тем сложнее игра. В ходе игры необходимо собрать как можно больше пар карточек. Карточки перемешиваются и раскладываются рядами рисунком
вниз. Для усложнения игры карточки раскладываются в беспорядке. Первый игрок открывает две любые карточки. Если на них изображены предметы одной и той же группы, то игрок берёт карточки себе и открывает следующую пару карт. Если карточки непарные, игрок кладёт их на место рисунком вниз. Следующий участник игры снова открывает две карточки и т. д. Если пара не сходится, ребенок запоминает места карточек. Игра заканчивается, когда разобраны все пары. Выигрывает тот, кто больше всех собрал парных карточек.
Игра «Чем похожи, а чем различаются?»
Этот вариант игры развивает зрительное восприятие, внимание, лексико-грамматический строй речи и навыки связного высказывания. Для игры понадобятся 2 предметные картинки. Детям предлагают сравнить эти картинки. Можно предложить в помощь детям план. Например, необходимо сравнить двух животных или птиц по плану:
1. Где живёт животное или птица?
2. Чем питается?
3. Чем отличаются? (шёрстка или перья, количество лап, носили
клюв).
4. Чем они похожи?
5. Как меняется их жизнь летом и зимой?
6. Какую пользу приносят человеку?
Игры в коррекционно-образовательном
процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ
Игра «Загадки»
Эта игра способствует развитию словесно-логического мышления, слухового внимания, связной речи, памяти, воображения, обогащению словарного запаса, расширению кругозора. Ведущий описывает детям предмет по его признакам (смотри план описания в предыдущем варианте). Если игрок отгадал загадку, то он забирает карточку с его изображением себе. Выигрывает тот, кто больше отгадает загадок. Если вы хотите усложнить игру, то дети сами могут загадывать загадки взрослому или друг другу.
Игра «Эрудит»
Игра направлена на развитие словесно-логического мышления, связной речи, памяти. Ребенок выбирает картинку, например, с изображением растения, и рассказывает все, что он знает об этом растении (описывает внешний вид, рассказывает о распространенности, пользе (вреде, которую приносит человеку и т. д.).
Игра «Логические пары»
Игра направлена на развитие ассоциативного, логического мышления, внимания, речевых навыков, воображения. Для игры понадобятся карточки с предметными картинками. Детям предлагается подобрать пары карточек, логически связанных между собой (по ситуации или по общим признакам). Например, карточки с изображением неба и самолета, кошки и мышки. Игроки придумывают по парам карточек предложения, например: «По небу летит самолет», «Кошка поймала мышку».
«Ассоциации»
Игра направлена на развитие ассоциативного мышления, быстроты реакции, слухового внимания, воображения. Детям предлагают составить пары картинок с какой-либо логической связью и объяснить, что связывает эти два предмета. Предметы могут быть связаны по ситуации, по классу предметов, по цвету, форме, даже по наличию какой-либо буквы в слове. Например: шкаф и кресло – оба предмета относятся к мебели; тарелка и пирожное – пирожное можно положить в тарелку; сковородка и торт – оба
предмета круглой формы, заяц и зонт – в обоих словах первая буква З.
Другой вариант игры в «Ассоциации» : ведущий показывает предметную картинку, а дети по очереди, не повторяясь, называют свои ассоциации с данным предметом.
Игра «Логический поезд»
Игра направлена на развитие ассоциативного, логического мышления, внимания, речевых навыков, воображения. Всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например –машину. Следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие. Ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления. Если у игрока нет подходящей карточки, он пропускает ход. Игра продолжается, пока не будут использованы все карточки.
Игра «Продолжи ряд»
Игра развивает наглядно-образное мышление, внимание, память, пространственную ориентировку. Для игры понадобятся карточки с изображениями предметов, геометрических фигур, букв. Ведущий выкладывает перед ребенком 2-3 карточки, объединенные ситуацией или общими признаками, и предлагает продолжить ряд, положив одну или несколько карточек, подходящих к ним. Например, ведущий предлагает продолжить ряд: лиса, кошка. Ребенок выбирает картинки: заяц, медведь.
Ведущий может составить задание из картинок, названия которых содержат какой-либо звук, например: жук, ножи. Ребенок продолжает ряд: ежик, жираф. В варианте с геометрическими фигурами можно провести игру «Продолжи узор» или «Бусы», когда предлагается продолжить данную
последовательность чередующихся по форме, цвету и величине фигур.
Классификация картинок
Игра развивает словесно-логическое и наглядно-образное мышление. Ребенку предлагают разложить карточки с изображениями предметов, букв, геометрических фигур, символов на 2-3 группы по общности какого либо признака (цвету, форме, величине, принадлежности к группе предметов, ситуативной связи, наличия заданного звука в слове, количества слогов или звуков и т. д.). Причем этот признак может быть указан взрослым. Например: «Разложи картинки в зависимости от количества
слогов в их названиях: в первую кучку - слова из одного слога, во вторую –слова из двух слогов, в третью – слова из трех слогов». Можно дать ребенку возможность самому определить, на какие группы можно распределить данные картинки.
Графический диктант
Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра путешествие, или графический диктант. Для этой игры понадобится игровое поле в клетку. Введение сюжета и сказочных героев повышает интерес к таким играм. Так, например, можно использовать маленькую фигурку Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего. Путь следует отмечать фишками. Для усложнения игры можно предложить детям придумать свои маршруты и
рассказать о них.
Игра «Снежный ком»
Эта игра тренирует память, внимание, ассоциативное мышление. Количество играющих может быть от двух человек до большой компании. Суть игры состоит в запоминании и воспроизведении отдельных слов (имена существительные, прилагательные, глаголы, объединенных общей темой и расположенных в той последовательности, в которой они были названы игроками. С каждым последующим ходом игрок должен повторить те слова, которые называли до него, и добавить одно свое слово по данной теме.
Предположим, что выбор слов ограничен названиями животных.
Игра будет выглядеть приблизительно так:
- Кошка, - начинает первый.
- Кошка, собака, - говорит второй.
- Кошка, собака, пантера, - продолжает первый (если это поединок)
либо следующий игрок.
- Кошка, собака, пантера, ежик, - следует ответ.
И так далее, пока перечисляя слова, кто-нибудь не ошибется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Другой вариант игры со словами-действиями. Детям предлагают назвать, что делает солнце (светит, сияет, греет, заходит, прячется). Можно проговорить слова-признаки, характеризующие маму (добрая, заботливая, строгая, трудолюбивая).
Если же случится так, что собрались «противники», у которых великолепная память, то, скорее всего, потребуется помощь судьи, который будет записывать все называемые слова в колонку. По такому списку слов легче установить, кто первый допустит ошибку, не назвав какое-либо слово. Можно начать игру с выкладывания картинок и называния слов, а когда все изображения будут использованы, продолжить игру устно. «Снежный ком» поможет закрепить усвоенные слова, термины, обогатить словарный запас детей новыми названиями предметов (действий, признаков).
Игры для развития речи
Кроме описанных выше вариантов, наглядный материал большинства настольных развивающих игр может быть использован педагогами и родителями с целью развития речевых умений и навыков детей в таких играх, как «Один – много», «1-2-5», «Назови ласково», «Мой моя-моё», «Из чего сделано?», «Чейхвост? Чья голова? Чьё туловище?», «Выбери картинку», «Подбери слово-признак», «Детеныши», «Договори словечко», «Составь рассказ по картинке» и т. п. Данные игры будут способствовать обогащению словарного запаса детей, развитию навыков согласования существительных и прилагательных, местоимений, числительных в роде, числе и падеже; суффиксального словообразования
существительных (с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий детенышей животных) и прилагательных (относительных, притяжательных, языкового анализа и синтеза, а также связной речи.
Хочется отметить, что данный перечень вариантов развивающих игр далеко не ограничен, поэтому призываем педагогов и родителей творчески подходить к развивающим занятиям с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, стараясь использовать возможности дидактических пособий с максимальной эффективностью.
Играем вместе с детьми.
Часто родители спрашивают о том, как играть с ребенком? Сколько игрушек ему необходимо? Как дарить подарки? Что делать, если ребенок скучает? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, потому что каждый ребенок индивидуален. Однако общие рекомендации могут быть полезны для родителей, в семье которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Игра - процесс, как правило, коллективный. Очень редко ребенок играет в игрушки сам с собой, чаще с другими детьми или со взрослыми. И назначение этих игр разное. Если в играх со сверстниками ребенок
оттачивает полученные знания и практические навыки, то игры с педагогами и родителями носят больше познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у них дошкольник учится в первую очередь. Поэтому родителям ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо стать для него единомышленниками и партнерами по игре.
Чтобы развивающие игры действительно принесли ребенку максимум пользы, нужно правильно выбрать для них время и как следует подготовиться. Если вы планируете, что игра займет много времени, не
стоит начинать ее незадолго до обеда и сна или если вам вскоре нужно будет уйти. Увлеченный игрой малыш вряд ли захочет отрываться, а после перерыва ему придется долго включаться в игру заново. «Никогда не играйте в игры, требующие значительных интеллектуальных усилий, когда ребенок нездоров, перевозбужден, когда в его жизни произошли серьезные перемены. После переезда на новую квартиру, появления в доме новорожденного, поступления в детский сад стоит на некоторое время
отказаться от сложных игр, пока ребенок не адаптируется (одним на это потребуется всего несколько часов, другим – несколько дней и даже недель)».Перед началом занятия проверьте, есть ли у вас все необходимое. Лучше всего завести пару коробок, куда вы будете складывать все то, что может в ближайшее время может понадобиться вам для игры. Даже если вам кажется, что малыш уже не будет играть в ту или иную игру, не спешите выбрасывать или отдавать инвентарь, в том числе и самодельный. Пособия и материалы могут еще пригодиться вам во время других игр, а может быть, спустя некоторое время ребенок захочет еще раз «повторить пройденное». Не поощряйте детей, если они используют развивающие игры и дидактические материалы не по назначению. Конечно же, малыш может складывать из деталей игры «Сложи узор» или «Тетриса» какую-то свою конструкцию, использовать их в качестве счетного материала, но вот варить из них суп для кукол или применять в качестве метательного орудия ни под каким видом нельзя.
«Принято считать, что развивающая игра обязательно заранее планируется, проходит под руководством и при непосредственном участии взрослого. Но наибольшую пользу приносит ребенку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш по своей инициативе приступает к тому или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике имеющиеся у него навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию ребенка, развивает его творческие способности. Самостоятельно общаясь со сверстниками, постигая непростые законы детской субкультуры, малыш приобретает и необходимые ему социальные навыки.
Если вам кажется, что малыш попусту тратит время, катая по полу машинки или играя с приятелем в какую-то игру, или просто сидит, мечтательно глядя в одну точку, не спешите его отрывать для более
«полезных», как вам кажется, занятий. А вот когда ребенок просит поиграть с ним, не отказывайтесь, ссылаясь на занятость : домашние дела не кончатся никогда, а детство вашего ребенка пролетит в одно мгновенье».«Не всегда удается заинтересовать ребенка новой игрой. Может оказаться, что он до нее еще не дорос. Не беда. Все дети развиваются по разному, нет никаких возрастных рамок, определяющих, когда и в какую игру им играть. Многим детям нужно время, чтобы привыкнуть, присмотреться к новой игре. Доставайте ее время от времени и предлагайте поиграть. Если он категорически отказывается, попробуйте сами начать в нее играть. Возможно, малышу станет любопытно, и он захочет к вам
присоединиться. Бывают периоды, когда дети вообще отказываются играть в «развивающие» (логические и словесные) игры. Например, между двумя и тремя годами малыш начинает осознавать себя как обособленную самодостаточную личность. В это время он открывает для себя прелесть
самостоятельной спонтанной игры и способен часами самозабвенно возиться с куклами или машинками. А четырехлетний, впервые обретя настоящих друзей во дворе или в детском саду, упивается радостями
ребячьей компании. И тогда совершенно бесполезно пытаться увлечь ребенка кубиками Зайцева или «Уникубом». Если вы не будете форсировать события, через некоторое время, самостоятельно усвоив для себя что-то новое и важное, ваше чадо вновь с удовольствием вернется к «умным» играм. Встречаются дети, которые как будто вообще не интересуются развивающими играми. Как правило, это артистичные, возвышенные мечтатели, предпочитающие проводить время в мире своих
грез. Не спешите тормошить малыша. Такие дети очень ранимы, их нервная система крайне хрупка. Не следует требовать от них совершенно несвойственного им интереса к логическим играм и тяги к
энциклопедическим знаниям. Лучше заняться с такими детьми творческой деятельностью».
Ребенка нужно обязательно приучать убирать за собой после каждой игры. Игры и дидактические материалы сразу после игры аккуратно убирайте на место.
Игра приносит ребенку наибольшую пользу, когда начинается по его инициативе, а не с подачи взрослого. Поэтому развивающие игры и пособия стоит класть так, чтобы они постоянно находились в поле зрения малыша, чтобы он не забыл об их существовании и мог в любой момент
попросить взрослого поиграть с ним. Никогда не берите на себя ту часть работы, которую ребенок может
или хочет сделать сам, ведь важен сам процесс игры, а вовсе не конечный результат. Возможно, малыш захочет играть по-своему, не так, как предлагаете вы и не так, как написано в книге. Не настаивайте, ведь
вариант, который он предложит, может оказаться ничуть не хуже вашего.
Активное, творческое участие ребенка в игре как раз и принесет ему больше всего пользы. Если же мы будем требовать, чтобы все было «как в книжке», он очень быстро потеряет интерес к таким играм и предпочтет общество кукол или приятелей.
Часто взрослые уступают ребенку, давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила игры. Этого делать не стоит, потому что ребенок окажется неподготовленным к возможному проигрышу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигрыша как возможный исход игры. Важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия, затем позволить проиграть и ребенку, проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Очень часто родителям не удается выдержать игровой тон. При
малейшей неудаче или задержке они сбиваются на «учительские» интонации, начинают понукать или даже ругать ребенка. Этого ни в коем случае нельзя делать. Игра может быть игрой лишь в том случае, если вы отказываетесь от роли наставника и играете с малышом на равных. Не бойтесь уронить свой авторитет и отступить от заранее намеченного плана. Выслушивайте и старайтесь пустить в дело все предложения малыша, не забывайте вместе с ним восхищаться сделанными открытиями, радоваться
успехам, пусть даже самым крохотным. Играя в развивающие пособия со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Важно не жалеть времени на игру с ребенком, уметь придумать сюжет, роли, подыграть ребенку, разбудить его воображение. В процессе совместной игры развивается не только интеллект, но и личность ребенка, растет сфера его духовных потребностей, интересов. Растет его привязанность к родителям.
Уделяя время наблюдениям за играми детей, не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно родители поощряют детей за послушание, аккуратность, за то, что они убирают свои игрушки. Все это хорошо, но для развития игры не менее важно похвалить ребенка за то, что он придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал интересную игровую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Всякое игровое действие, в котором ребенок с ОВЗ сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять.
В руководстве детской игрой главное – это умение не спешить, позволить ребенку быть таким, каков он есть, и очень ненавязчиво, мягко, не требуя, а, предлагая и заинтересовывая, постараться развивать игру в нужном направлении.
Если у ребенка по ходу игры возникает желание сделать игрушку самостоятельно, то взрослый должен обязательно поддержать творческую инициативу. Не жалейте времени на совместные с ребенком игры и
занятия, помогайте малышу в реализации его игрового замысла.
Очень несложно сделать игрушечный телевизор и показывать фильмы, которые придумает и нарисует ваш малыш. Для этого в картонной коробке вырезается экран, а на длинном листе бумаги,
свернутой в рулон на карандаш, рисуется фильм. Вращая карандаш, вставленный в коробку перед экраном, ребенок покажет вам и своим куклам собственную телевизионную программу.
Итак, фантазируйте, придумывайте вместе с вашими детьми!
Используйте свое свободное время не для покупки дорогостоящих электрических игрушек, а для помощи ребенку в их самостоятельном изготовлении!