Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочная Гжель»

Людмила Харитонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

Познакомить детей с народным промыслом Гжели. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, память.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.

Развивать чувство прекрасного, воспитывать эстетический вкус.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Сказочная Гжель“» размещена в разделах

Образовательная область «Речевое развитие» :

Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание. Cпособствовать формированию активного слухового контроля над содержанием сказки. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Образовательная область «Физическое развитие» :

Развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

Оборудование:

Выставка из изделий гжельских мастеров; девочка Маша, разрезные картинки, карточки с изображением гжельских, хохломских, городецких изделий.

Предварительная работа:

Беседа о гжельском промысле.

Рассматривание узоров гжели.

Изучение нанесения основных мазков, используемых при росписи гжели.

Разучивание стихов.

Ход образовательной деятельности:

I.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Раз вдохнули, два вдохнули.

Хлопнули в ладошки,

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки!

II. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Чтение стихотворения:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

-Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

«С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся».

2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров.

-Они вам нравятся? Чем нравятся?

-Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

-Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими».

3. И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».

Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.

Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.

4. А теперь послушайте стихи о гжельской росписи (читают дети) :

1. В тихом Подмосковье

Речка Гжелка бежит

Вдоль этой речушки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят

Синим по белому чудо творят.

2. Гжель – посуда просто чудо

Синий цвет бежит повсюду

И рождается узор

Оторвать не в силах взор

Снежно - белая посуда

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела-

Голубыми, синими

Нежными, красивыми.

- О какой росписи эта быль? гжельской росписи)

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)

- Каким узором украшают мастера свои изделия?

(узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек, завиточков, листочков)

- Какие изделия делали мастера из глины?

( посуду: масленку, чайник, сахарницу; животных и птиц, часы и т. д)

5. Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник (другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки, вот фарфоровые блюдца (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются, вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес (сделать большой круг руками).

5. Стук в дверь, заходит Маша.

Маша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Я пришла к вам из сказки. (Дети здороваются. Маша плачет.)

Воспитатель: - Машенька, расскажи нам, почему ты плачешь?

Маша: - Не знаю, сможете ли вы мне помочь?

Воспитатель: - А что случилось?

Маша: - Вот,что со мной приключилось. Решила я помочь маме по хозяйству и взялась посуду мыть. Нечаянно уронила посуду, она разбилась Мне нужно помочь собрать эту картинку.

Игра «Разрезные картинки».

Составить из отдельных частей изображение гжельского изделия.

Маша: Спасибо вам! Мне пора возвращаться в сказку.

(Маша прощается с детьми и уходит)

Игра «Магазин сувениров»

Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается.

Игра «Третий лишний»

карточки с изображением гжельского промысла и одно с изображением хохломского. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Следует найти лишний предмет и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

III. Рефлексия. -Где мы сегодня побывали?-

-Что нового узнали? В какие игры играли?

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют,

Зверей не обижают.

А нам же друзья, на прощанье,

Осталось сказать : «До свиданья!»

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Фотоотчет о занятии по художественному творчеству и рисовании в старшей группе «Гжель — сказочная роспись»Фотоотчет о занятии по художественному творчеству и рисовании в старшей группе «Гжель — сказочная роспись» Вторая неделя месяца в марте в нашей группе была посвящена теме «Народное декоративно – прикладное искусство», особое внимание уделили росписи.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Я — человек» в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Я - человек» в старшей группе. Цель: Учить детей последовательно пересказывать литературный.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Лето наступило» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лето наступило!» Подготовила воспитатель Самарина Е. И. Программное содержание: Формирование.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочная Гжель»
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 12:21
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочная Гжель»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Харитонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД