Людмила Харитонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Сказочная Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Познакомить детей с народным промыслом Гжели. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, память.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» : Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Развивать чувство прекрасного, воспитывать эстетический вкус.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Сказочная Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Образовательная область «Речевое развитие» :
Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание. Cпособствовать формированию активного слухового контроля над содержанием сказки. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.
Оборудование:
Выставка из изделий гжельских мастеров; девочка Маша, разрезные картинки, карточки с изображением гжельских, хохломских, городецких изделий.
Предварительная работа:
Беседа о гжельском промысле.
Рассматривание узоров гжели.
Изучение нанесения основных мазков, используемых при росписи гжели.
Разучивание стихов.
Ход образовательной деятельности:
I.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Раз вдохнули, два вдохнули.
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!
II. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.
Чтение стихотворения:
Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
-Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
«С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся».
2. Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров.
-Они вам нравятся? Чем нравятся?
-Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
-Все эти изделия называют: «Гжель, гжельскими».
3. И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели».
Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.
4. А теперь послушайте стихи о гжельской росписи (читают дети) :
1. В тихом Подмосковье
Речка Гжелка бежит
Вдоль этой речушки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят.
2. Гжель – посуда просто чудо
Синий цвет бежит повсюду
И рождается узор
Оторвать не в силах взор
Снежно - белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела-
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
- О какой росписи эта быль? (о гжельской росписи)
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)
- Каким узором украшают мастера свои изделия?
(узоры из цветов, капелек, полосок, сеточек, завиточков, листочков)
- Какие изделия делали мастера из глины?
( посуду: масленку, чайник, сахарницу; животных и птиц, часы и т. д)
5. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник (другая - изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки, вот фарфоровые блюдца (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются, вот серебряные ложки (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес (сделать большой круг руками).
5. Стук в дверь, заходит Маша.
Маша: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Машенька. Я пришла к вам из сказки. (Дети здороваются. Маша плачет.)
Воспитатель: - Машенька, расскажи нам, почему ты плачешь?
Маша: - Не знаю, сможете ли вы мне помочь?
Воспитатель: - А что случилось?
Маша: - Вот,что со мной приключилось. Решила я помочь маме по хозяйству и взялась посуду мыть. Нечаянно уронила посуду, она разбилась Мне нужно помочь собрать эту картинку.
Игра «Разрезные картинки».
Составить из отдельных частей изображение гжельского изделия.
Маша: Спасибо вам! Мне пора возвращаться в сказку.
(Маша прощается с детьми и уходит)
Игра «Магазин сувениров»
Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».
Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается.
Игра «Третий лишний»
карточки с изображением гжельского промысла и одно с изображением хохломского. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Следует найти лишний предмет и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
III. Рефлексия. -Где мы сегодня побывали?-
-Что нового узнали? В какие игры играли?
Игра не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Зверей не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать : «До свиданья!»