МААМ-картинки

Конспект по развитию речи в средней группе «Международный день родного языка. Русская изба. Колыбель»

Людмила Есипова
Конспект по развитию речи в средней группе «Международный день родного языка. Русская изба. Колыбель»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ №2 с. Некрасовка

Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

на тему: «Международный день родного языка»

«Русская изба. Колыбель».

Подготовила: Есипова Л. Н.

Воспитатель средней группы №3

Некрасовка 2023 г.

Цель:

Обогащение и совершенствование речи, овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания с использованием фольклорного материала.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с «Международным днем родного языка»;

- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;

- закрепить произношение звука «ч»;

- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;

- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).

Развивающие задачи:

- раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;

- развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

Воспитательные задачи:

- учить сочувствовать, сопереживать;

- обогащение и совершенствование речи;

- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.

Занятие проводится в музее Русской избы.

Ход развлечения:

Здравствуйте! Ребята, а вы знали, что русский язык очень богат и красив. В нём столько слов, - это родной язык Пушкина, Толстого, Гоголя, чьи сказки мы с вами часто читаем. А вы любите свою Родину, свой язык, свой народ!

Когда мы используем в своей речи слова - наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык). А вы знали, что 21 февраля каждый год, в стране отмечается Международный день родного языка. На земном шаре существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем маленькими, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (на котором мы говорим). А на каком языке мы разговариваем? (на русском). Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи.

А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. Давайте мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена древнюю Русь.

Для этого я вам предлагаю отправиться в гости в Русскую избу. Но отправимся мы туда на тройке лошадей, чтобы доехать до места назначения необходимо закрыть глаза. Готовы? Отправляемся! (звучит музыка, воспитатель переодевается в рус. нар. костюм) с окончанием музыки дети открывают глаза.

Посмотрите, как необычно я сегодня нарядилась! Как называется мой

наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? (Демонстрация картинки старинной русской одежды)

Проходите, не стесняйтесь, внимательно всё рассмотрите. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Что вы видите, ребятишки? (Печка, сундук, посуда индивидуальные ответы детей).

(звучит музыка плач ребенка) Посмотрите кто- то плачет в люльке Воспитатель берет на руки младенца (куклу). Младенец «плачет». А воспитатель приговаривает:

Девочка-клубничка,

Румяное личико.

Щёчки что яблочки,

Губки как ягодки.

Носик-курносик

Пуговкой.

Глазки серенькие,

Зубки беленькие.

- Ребята, а кто же это плачет? (ответы детей) Девочку зовут Маша. Давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…

- … (Машенька, Машуля, ребёночек, девчоночка)

— Ребята, Маша плачет… Как вы думаете. Почему она плачет? Что мы можем сделать, чтобы успокоить её? (Уложить её в колыбель, спеть колыбельную песенку).

— А кто из вас знает колыбельные песенки? Кто может спеть?

Кто-нибудь из детей укладывает Машу в колыбель и поёт ей колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Потом все дети подпевают колыбельную, но Маша всё равно плачет.

— Что же делать? Вспомните, как вас мамы укладывают спать.

Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.

- Давайте поиграем. (Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»)

Котик серый, хвостик белый,

Приди, котик, ночевать,

Мою Машеньку качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет Машенька ходить,

Новы валенки носить.

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

И куда-то улетели.

Ай, люли, люленьки,

Возвращайтесь, гуленьки.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Тёмна ноченька – не спится,

Наша Машенька боится…

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай!

Наша Маша будет спать,

Будет глазки закрывать.

— Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же еще можно делать? Давайте Машу покачаем в колыбели и негромко в такт будем произносить: «Ч-ч-ч».

Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.

— Давно-давно большую часть своего времени младенец проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой.

Колыбель - первый дом младенца.

Колыбели делались в виде длинного деревянного ящика, суживающегося книзу, в виде корзины. Колыбели привешивались веревками к потолку. Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.

Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста. Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей. Сейчас колыбели тоже есть, но они изменились. Они современные, красивые, удобные и уже не привешиваются к потолку. А вот колыбельные песни не изменились, они остались прежними.

Звучат колыбельные песни. Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации Ю. Васнецова к колыбельным песням. (Дальнейшая работа ведётся под негромкую музыку колыбельных песен).

— «Колыбельная» это слово образовалось от слова «колыбать» - колыхать, качать. В русском языке есть такое слово «байка» - напевный рассказ. Как вы думаете, ребята, какое слово, относящееся к теме нашего занятия «Колыбель», образовалось от него?

— Правильно, это слово «баюкать», т. е. качать, усыплять. Для маленького ребёнка спокойный сон – непременное условие для роста и развития. При покачивании и пении колыбельной песни малыш быстро засыпает. А колыбельные песни – светлые, добрые, нежные, ласковые…

— Смотрите-ка! А Маша-то уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! А ну-ка, покажите, как Маша радуется, улыбается (смех Маши)

Дети изображают радость.

- У Маши наступило утро, а у нас с вами закончилось наше путешествие в прошлое. Вы сегодня молодцы! Уложили спать Машу, вспомнили колыбельные, да ещё и рассказали об этом. А теперь нам необходимо вернуться обратно в детский сад. Садитесь в тройку и возвращайтесь домой! (звучит музыка воспитатель снимает костюм, встречает детей).

Ребята, но вот мы и вернулись? Понравилось вам в гостях? (ответы детей).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Международный день родного языка»Фотоотчет «Международный день родного языка» "Международный день родного языка". Фотоотчет. «Язык чувашский! Ты прекрасен! Отца - матери язык. Даришь разуму познанья Слогом светлым,.

Фотоотчет «День родного языка»Фотоотчет «День родного языка» 21февраля – Международный день родного языка - как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры,.

Фотоотчет «Международный День родного языка»Фотоотчет «Международный День родного языка» Ежегодно, начиная с 2000 года 21 февраля отмечается Международный День родного языка. У каждого народа свой язык. А в языке передаются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект по развитию речи в средней группе «Международный день родного языка. Русская изба. Колыбель»
Опубликовано: 19 января 2025 в 12:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по развитию речи в средней группе «Международный день родного языка. Русская изба. Колыбель»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Есипова (УИ 2133175) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
Вот какие у нас сосульки!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД