Шуреева Айслу
«Зимушка». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему “Зимушка”
Воспитатель: Шуреева А. Ж
Цель: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой.
Задачи:
Обучающие: Обобщить и активизировать словарный запас по теме;
Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
Формировать умение различать на слух слова с определённым звуком;
Закреплять умение воспринимать образ зимы в стихах,картинах.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие ;
Развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
Развивать логическое мышление;
Развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, её явлениями (гололёд, иней, снег, загадывание и отгадывание загадок о зиме, рассматривание картин на тему «зима».
Методы и приёмы:
Практические: физминутка «Снеговик»
Дидактические игры: «Доскажи словечко», дыхательная гимнастика «Снежинка»
Словесные: беседа, логические вопросы, загадки.
Материал и оборудование: Демонстрационный : иллюстрации зимних пейзажей, снежинка (муляж).
Раздаточный: бумага, на которой восковым белым мелком нарисованы зимние пейзажи.
Ход занятия:
Проводится игра «Приветствие»
Дети становятся в круг.
Воспитатель: - Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг
Хорошо когда мы вместе
Все на месте? Все ли здесь?
Повернулись. Оглянулись
И друг другу улыбнулись!
Воспитатель: - Пришла волшебница Зима.
Покрыла землю белым снегом.
Стоят замерзшие дома
Под голубым морозным небом.
Волшебной палочкой взмахнув,
Одела льдом пруды, озёра.
И к нам в окошко заглянув,
На нём оставила узоры.
И как ей рада детвора!
Зимою столько развлечений:
Серёжа на катке с утра,
В снежки играют Саша с Женей.
А я слеплю снеговика.
Пускай стоит под зимним солнцем.
Весной растает, а пока
Ему прохожий улыбнётся.
Воспитатель: – Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении.
Ответы детей.
Воспитатель: - Конечно же о зиме. Зимой всё вокруг покрыто белым, пушистым снегом. Поиграем со словом «снег» в игру «Доскажи словечко»
(дети добавляют слова, связанные по смыслу со словом «снег»)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые. (снежинки)
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка - (снегурка)
На снегу- то посмотри -
С красной грудкой (снегири)
Воспитатель: Ребята, а вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой? Какими словами можно сказать о зиме? Какая она (белоснежная, морозная, холодная)
Назовите признаки зимы. Чем она отличается от других времён года?
Дети называют признаки зимы:
- Небо серое, солнце светит мало. Если светит – то не греет.
- Всё вокруг покрыто белым покрывалом-снегом.
- Люди надели тёплую одежду- на улице стало холодно.
- Звери в лесу сменили лёгкие шубки на тёплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель:- Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
– Ребята, а откуда берётся снег (Ответы детей)
- Зимой. Когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идёт снег.
- Пришло время выполнить гимнастику для глаз. Выполняя гимнастику будьте внимательны! Двигаться должны только ваши глаза, а не голова. Смотрим на снежинки!
Проводится гимнастика для глаз «Снежинки»
Мы снежинки увидали, со снежинками играли,
(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели – глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо – проследить движение глазами)
Снежинки влево полетели – глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево – проследить движение глазами)
Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Глазки смотрят вверх и вниз.
Всё, на землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол)
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
(Закрыть ладошками глаза)
Воспитатель: - Ребята, как называется ветер со снегом? (Метель)
Метель – это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
- Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (Иней) В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
- Ребята, а как называются расписные окна зимой? (Зимние узоры, изморозь) Действительно, в сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные, они похожи на листья папоротника.
Игра «Назови, какая бывает зима»
«Какая зима бывает?» (Холодная, морозная, снежная, весёлая, пушистая, грустная, белая, серебристая, студёная, волшебная, сказочная, вьюжная, суровая, красивая, ранняя, поздняя, злая, ветреная, нарядная, новогодняя)
Воспитатель: - Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Давайте послушаем.
Пословицы:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.
Береги нос в большой мороз.
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в пословицах и поговорках, как надо себя вести на морозе? (Ответы детей)
Воспитатель: - А сейчас я хочу загадать вам загадку, послушайте её:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла (Снеговик)
Воспитатель – Дети, все в кружок вставайте, физкультминутку начинайте!
Физкультминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (Вытянуть вперёд одну руку, потом другую)
лепим мы снеговика (Имитировать лепку снежков)
Три, четыре, три, четыре (Гладить ладонями шею)
нарисуем рот пошире.
Пять – найдём морковь для носа (кулачками растереть крылья носа)
Угольки найдём для глаз (кулачками растереть между бровями)
Шесть – наденем шляпу косо (приставить ладонь ко лбу «козырьком» и растереть лоб)
Пусть смеётся он у нас.
Беседа «Зимой, что хорошо, а что плохо»
- Неужели всё хорошо зимой? А что плохо зимой (ответы детей)
- Плохо, когда сильные морозы, можно замёрзнуть. Когда гололёд можно поскользнутся упасть и повредить себе что-нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: В скором времени зима закончится и на прощание она приготовила нам подарки.
Воспитатель показывает конверт, где находятся «невидимые» открытки. (На бумаге восковым белым мелком нарисованы зимние пейзажи)
Воспитатель: Для того, чтобы оживить открытки, мы с вами затонируем их голубой акварелью и у вас получатся красивые картины, как у настоящих художников.