Светлана Иордик
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Волшебные задания принцессы Грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«Волшебные задания принцессы Грамоты»
Цель: помочь дошкольникам закрепить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Волшебные задания принцессы Грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие, глухие).
Совершенствовать умение определять местонахождение определенного звука в слове (начало, середина, конец слова)
Развивать фонематический слух.
Закреплять умения работать с картами, которые помогают определить место звука в слове.
Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
Все эти задачи активно донести до детей которые находятся в статусе ОВЗ, в доступной для них форме.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) :
Наглядный материал:
конверт с письмом (от принцессы Грамоты,
чудесный мешочек с буквами разного цвета;
Счетные палочки по количеству детей
Картинки «школьные принадлежности»
таблицы –шифровки 10 шт.
задание штриховка по количеству детей
Раздаточный материал: конверты с фишками красного, синего, зеленого цвета прямоугольник для выкладывания звуковой схемы.
Игровой материал:
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята! У нас сегодня не очень обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть на вас. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное веселое.)
Воспитатель: Замечательно! Давайте улыбнемся друг другу и передадим друг другу свое хорошее настроение.
А еще мы попробуем поймать солнечные лучики добра. Садитесь по –турецки,руки в стороны ладонями вверх
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой конверт. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны? (ответы детей)
Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, меня зовут принцесса Грамота. Я живу в Королевстве Знаний. Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Помогите мне пожалуйста. Злая фея Ошибка грозится заколдовать все наше королевство. И тогда все ребята на свете разучатся читать и писать и останутся неграмотными. Фея Ошибка просила передать Вам конверт с заданиями. Если вы их выполните-колдовство не сработает и злая Фея уйдет навсегда. Посылаю вам конверт с заданиями. Я желаю вам удачи! В добрый час! Принцесса Грамота.
Воспитатель: Вот так сюрприз. Принцесса Грамота просит нас о помощи. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились.
Воспитатель: Ну, что, ребята, справимся с заданиями? (да)
Но сначала сделаем гимнастику для язычка.
Песенка язычка громко-тихо.
И чистоговорка
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т. д.
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за (лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т. д.
Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы разных цветов. Дети достают букву, говорят какой звук обозначается этой буквой и затем придумывают слово на заданный звук. Каждый ребенок, который правильно придумал слово, тот садится на своё место за столом и выкладывает данную букву на столе палочками.
Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.
1 задание : «Буквы и звуки»
- Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
- Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
- Какими бывают звуки? звуки бывают гласными и согласными (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились.
Открываем второй конверт и читаем следующее задание.
2. Следующее задание «Измени слово»
Нужно изменить слово так, чтобы оно обозначало уменьшительное значение,а потом преувеличено большое.
1. Дом –домик-домище
2. тарелка-тарелочка-тарелища
3. сапоги-сапожки-сапожищи
4. кот-котик-котище
5. Болото-болотце-болотище
6. усы-усики-усищи
7. огород-огородик-огородище
8. волк-волчок-волчище
9. туча-тучка-тучища.
Молодцы! Задание выполнено!
3. «Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель: индивидуальные ответы
Сейчас я буду показывать предметы. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Ребята напомните мне как можно определить сколько слогов в слове? (прохлопать это слово, посчитать гласные звуки) Картинки или предметы: кни-га, аль-бом, пе-нал, кра-ски, ка-ран-даш, мел. Ребята, а что это за предметы? (Школьные принадлежности)
Молодцы мы справились еще с одним заданием.
Воспитатель: Открываем следующий конверт.
Ребята, здесь флэшка. Посмотрим что на ней? Это ребусы! Нужно отгадать их
Молодцы! Задание выполнено!
Физкультминутка
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины
(вращение корпусом вправо и влево).
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех
(дети имитируют движения крыльев!
Чтобы ноги не болели.
Раз – присели, два – присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять
(приседания).
Рядом с партою идем
(ходьба на месте,
И садимся мы потом
(дети садятся за парты)
4. «Отгадай зашифрованное слово»
Воспитатель: А вот и следующее задание : Нужно отгадать зашифрованные слова (по принципу морской бой) работа в парах. Слово-школа
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Секретный шифр мы разгадали. и с заданием справились.
Воспитатель: Хорошо. А нас ждет следующий конверт.
Теперь задание должен выполнить каждый. Нужно заштриховать только те буквы, которые написаны правильно. Самостоятельная деятельность.
Пальчиковая гимнастика
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.) [6]
5. Игра: «построй сочетание по смыслу» Индивидуальные ответы
1. Мяч резина – резиновый мяч
2. Бусы стекло- стеклянные бусы
3. Страх баба Яга- страшная Баба-Яга
4. волшебство палочка - волшебная палочка
5. Старание ученик- старательный ученик
6. Солнце лето - солнечное лето
7. Кирпич дом- кирпичный дом
8. Холод вода-холодная вода
9. Сладость варенье-сладкое варенье
10. Поле ромашка -полевая ромашка
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Принцессе Грамоте и мы с вами спасли страну Знаний от злого колдовства!
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным? Молодцы, ребята, вы справились.