ИРИНА ФРОЛОВА
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Русская зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Русская Зима»
Цель: формирование представлений о зиме с использованием речевых технологий.
Задачи:
образовательные:
- активизировать словарь детей по теме «Зима»
- закреплять умение подбирать прилагательные к слову «Зима»
- закреплять умение составлять предложения по картине, по мнемотаблице, синквейн;
развивающие :
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Русская зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать речевую активность детей
- упражнять в отгадывании загадок и выявлении признаков однокоренных слов
- развивать познавательно - исследовательский интерес, логическое мышление, память и речь детей
воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, умение работать парами
Материалы и оборудование : проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал (картины о зиме, схемы, снежинки с загадками, фонарик, льдинка, презентация.
Методы и приемы:
- практические:
- наглядные:
- словесные:
Материалы и оборудование:
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
(выбрать необходимое, можно дополнить)
Двигательная подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы.
Игровая Игровые ситуации.
Изобразительная
Познавательно-исследовательская решение проблемных ситуаций
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, ,вопросы
Музыкальная
Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказывание, чтение, обсуждение, составление рассказов, образование новых слов,
Трудовая (самообслуживание и элементарный бытовой труд) Помочь воспитателю убрать раздаточный материал со стола.
Конструирование Составление пазла по картинки
Логика образовательной деятельности
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Организационно – мотивационный (игровая, проблемная ситуации) – 2 - 3 мин. На экране раздается звонок по вайберу. - Ребята, у нас с вами видео звонок. Как вы думаете кто нам звонит?
- Давайте ответим и узнаем, кто же нам звонит.
(Звук сообщения и на экране появляется конверт. Ой посмотрите нам пришло письмо. Письмо пришло из Австралии, города Сидней, от девочки по имени Хиллари. Давайте прочитаем.
Педагог просит прочитать письмо ребенка,который умеет читать Дети подходят к проектору.
Ребенок читает письмо:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Хиллари. Я живу в далекой и жаркой Австралии. Я много слышала про зиму, которая бывает в вашей стране. Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Буду ждать с нетерпением. Ваша подруга Хиллари.
Проверка усвоенных знаний и введение нового знания – 3-4 мин. Ну что расскажем нашей подруге про волшебную зиму, которая бывает в нашей стране России?
Для того, чтобы мы могли правильно и красиво рассказать Хиллари про нашу русскую зиму, нам необходимо разбудить наш язычок. (Упражнения «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол».
Оттветы детей
Дети выполняют упражнения «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол».
Основной (применение игровых технологий, отработка и закрепление полученных навыков, знаний) - 12-15 мин. Чтобы нашей подруге Хиллари как можно больше рассказать о зиме, надо выполнить ряд заданий, как раз в процессе выполнения ей все станет ясно.
Мы снимем все на камеру и отправим видио письмо в Австралию.
1 Задание «Собери картину и составь рассказ из предложенных слов».
А теперь посмотрим что у вас получилось. Дети делятся на 2 команды.
Собирают картинку из пазл частей.
И из предложенных слов составляют по одному предложению по картинке.
1 команда слова (снежная, холодная, волшебная, морозная.)
2 команда (радостные, румяные)
3 команда (дружные, довольные)
Предложения, которые получились, дети проговаривают вслух.
2 Игра в снежки.
«Без чего не бывает зимы?» Дети ловят снежок. У кого в руке снежок отвечают.
Примерные ответы детей (без снега, вьюги, горок, елки, льда, снежинок, мороза, сосулек т. д)
.2 Задание. «Волшебные снежинки».
.Чтобы с ним справиться,будем брать по одной снежинке, и отгадывать загадки. А снежинки не простые, они волшебные, если посветить на них фонариком можно увидеть внутри отгадку. Приступаем.
Ребята, какую закономерность вы заметили в словах отгадках?
. Как называются такие слова?
Дети отгадывают загадки. Проверяют фонариком отгадки.
Эти сказочные сани
Даже в гору едут сами. (Снегоход)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился … (снеговик)
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
.Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
6. Эта вещь для детворы,
Для катания с горы.
В них по снегу, и по льду,
В детский сад детей везу.
(Снегокат)
.Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
.На дорогу, поле, лес
Звёзды падают с небес.
Собирал я их, ребята,
Целый день большой лопатой.
(Снегопад)
Ответы детей
Общее в - каждом слове есть слово снег, снеж.
Ответы детей. Такие слова называются - родственными словами.
Ребята, я вам приготовила еще одну игру «Сосульки»
У кого в руке сосулька тот образует новое слово.
Какие слова мы образовывали? Дети передают сосульку друг другу, образуют новые слова. Предполагаемые ответы детей:
Зима-зимушка-зимний-зимовать-зимородок-зимующие-озимые.
Снег-снежинка-снеговик-снегурочка-снежный-снегирь-снегопад.
Вьюга-вьюжить-вьюжный-завьюжит.
Лыжи-лыжня-лыжник-лыжница-лыжный.
Мороз-морозный-мороженое-морозилка-заморозки-морозко.
Ответы детей Родственные
Динамическая пауза.
Хиллари узнала, чем мы занимаемся во дворе зимой.
А теперь следующее задание. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Раз, два, три, четыре, пять (шагают)
Мы во двор пошли гулять
(идут по кругу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(приседают и встают)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем одежду)
Суп поели ("едим суп",
спать легли (ладошки под щечку).
Задание «Зашифрованный рассказ»
(мнемотаблицы)
- Ребята, на экране в таблице зашифрован рассказ о зиме. Сейчас вы по очереди, глядя на значки в таблице, составите по одному предложению. Таким образом, у нас получится интересный рассказ о зиме.
Дети по мнемотаблице составляют рассказ о зиме.
Конечно, зима это чудесное время года. Многие поэты и писатели писали про зиму рассказы, стихи. Многие художники писали картины об этом времени года. Я предлагаю вам прямо сейчас стать писателями, и придумать синквейн о зиме. Давайте вспомним, что такое синквейн? (ответы детей)
В: Правильно, синквейн –это стихотворение без рифмы,которое состоит из 5 строк; можно его назвать нескладушка, т. к. в нем нет рифмы.
В: Кто назовет что обозначает 1 строка? А вторая? В: Приступим к составлению синквейна. Посмотрите на таблицу, подумайте и прочтите свое стихотворение.
В: Молодцы!Какой красивый синквейн у нас получился.
Дети отвечают что такое синквейн
синквейн –это стихотворение без рифмы, которое состоит из 5 строк; можно его назвать нескладушка, т. к. в нем нет рифмы.
Дети составляют синквейн со словами:
мороз, лед, снегурочка, снежинка.
Заключительный (итог, рефлексия, контроль) – 3-4 мин. Итог.
- Ребята, вот мы записали Хиллари наше
видео о том, какая у нас зима. Как вы думаете ей понравиться наша зима?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- А какое задание было самым сложным?
- Мне тоже понравилось с вами записывать видео нашей подруге Хиллари
Давайте посмотрим какое настроение у вас сейчас.
Ответы детей.
Дети выбирают смайлики с настроением.
Раскладывают на столе, рассказывают почему у них такой смайлик