Александра Литвинова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)
Тема: «Путешествие в страну сказок».
Автор разработки: Литвинова Александра Валериевна, воспитатель.
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Цель непосредственной образовательной деятельности: способствовать речевому развитию детей старшего возраста посредством методов ТРИЗ-технологий.
Задачи:
Образовательные:
ОО «Речевое развитие»
1. Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора.
2. Обогащение и активизация словаря.
3. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
4. Способствовать развитию умения вести диалог с воспитателем, сверстниками.
5. Формировать умение выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения.
6. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
7. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.
Развивающие :
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию;
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность;
3. Развивать инициативу и самостоятельность дошкольников на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности.
4. Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы;
2. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
ОО «Речевое развитие»
1. Совершенствовать диалогическую форму речи.
2. Обогащать речь детей прилагательными.
3. Развивать умение поддерживать беседу.
4. Развивать связную речь.
ОО «Физическое развитие»
1. Продолжать формировать правильную осанку.
Воспитательные:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Воспитывать желание помочь своим товарищам.
2. Воспитывать самостоятельность, творчество.
ОО «Речевое развитие»
1. Побуждать быть доброжелательным и корректным собеседником.
2. Воспитывать культуру речевого общения.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, музыкальная.
Материалы и оборудование:
• Домик-теремок, ткань, аудиозаписи: песен «В гостях у сказки», «Сказки гуляют по свету», голоса героев (колобок, Вини- Пух, мама-коза);
• Буквы с названием ТЕРЕМОК;
• Изображения на слайдах «Сказки перепутались»;
• Пазлы «Любимые сказки» к иллюстрациям: «Снежная королева», «Мойдодыр», «Золотая рыбка», «Царевна лягушка»;
• Пособие «Волшебный куб» и картинки со сказочными героями : Баба-яга, хрустальная туфелька, Жар-птица, Змей Горыныч, колобок, дворец;
• Карточки к игре «ТЕРЕМОК» : (яблоко, дерево, гитара, стул, удочка, карандаш, «золотые медальки».
• ИКТ: ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах (предварительная работа) : Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок, разучивание психогимнастики; рассматривание иллюстраций «Герои сказок»; формирование знаний детей о структуре сказки : зачин, кульминация, концовка, подбор музыкального сопровождения, подбор иллюстраций.
Взаимодействие с родителями: подготовка наглядного материала.
Индивидуальная работа: Рома Р., Юнг Кузьма, - развивать познавательный интерес; Вероника Х., Арина С. – развивать диалогическую речь; София Б., Аиша К. – развивать умение выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения.
Методы и приемы:
- Наглядный: показ и обследование предметов, показ способа действий;
- Словесный: рассказ воспитателя, объяснения, пояснения, беседа, вопросы, поощрения, художественное слово, напоминание;
- Практический: постановка задания, речевая деятельность детей (отгадывание загадок, составление предложений, активизация словаря (синонимы и антонимы, сочинение сказки на новый лад, анализ результатов;
- Игровой: проблемная ситуация, игровая мотивация, психогимнастика.
Словарная работа: теремок, синонимы, антонимы
Теремок – высокий богатый дом.
Синонимы – близкие по значению слова.
Антонимы – противоположные по значению слова.
Ожидаемые результаты: дети закрепят умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, обогатят словарный запас; закрепят умение составлять предложения, получат положительные эмоции в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Игровая мотивация.
Стулья стоят полукругом около доски. Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте, их поприветствуем и поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.
Итак, путешествие в страну сказок начинается!
Психогимнастика:
«В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка — впереди.
Сказке в дверь мы постучимся,
Сказка, в гости ты нас жди.
Слышите, звучит музыка, она приглашает нас в страну сказок.
Воспитатель: Повертелись, покружились в стране сказок очутились.
II. Основная часть:
На столе стоит игрушечный домик. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно.
Воспитатель: Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Да-нет-ка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет.
(Дети задают вопросы)
Воспитатель снимает ткань.
Воспитатель: Этот домик из известной вам сказки, но его название заколдовано.
Чтобы отгадать название мы должны выполнить задания. Вы готовы?
1. Задание «Сказки перепутались».
На интерактивной доске воспитатель показывает иллюстрации «Сказки перепутались».
Воспитатель: Посмотрите, что произошло со сказками?
Волшебник перепутал все сказки. А какие сказки он перепутал? Назовите их.
Дети называют сказку.
Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием.
(вручаем первую букву Т)
2. Задание «Слова наоборот»
Воспитатель: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот задание пройдёт.
Весёлый — грустный,
Добрый — злой,
Смелый — трусливый,
Старый — молодой,
Сильный — слабый,
Здоровый — больной,
Умный — глупый,
Вежливый — грубый,
Сытый — голодный,
Могучий — слабый,
Озорной — послушный,
Ленивый — трудолюбивый.
Воспитатель: Молодцы. (вручаем вторую букву Е)
3. Задание «Назови сказку».
Воспитатель: Ребята, чтобы получить следующую букву, вам нужно разбиться на две команды, каждая команда подходит к своим столам.
Вы картинку соберите,
Сказку вместе назовите.
Дети должны, подгруппой, собрать иллюстрацию к сказке назвать ее и кто написал.
Воспитатель: Молодцы. (вручаем букву Р)
Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими. Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что, их сочинил народ.
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Ребята, а почему сказки называют авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается).
4. Задание «Отгадай героя».
Дети подходят к доске.
Воспитатель: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно, вам нужно правильно назвать персонажей.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Колобка, Винни-Пуха, Мамы Козы.
Воспитатель: Справились с заданием. (вручаем букву Е)
5. Задание Физминутка «В темном лесу есть избушка».
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем. Проходите на коврик.
В темном лесу есть избушка. (дети шагают)
Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)
Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальчиком)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)
Закрыли все окна башни? Все на месте?
(Вручаем букву М)
6. Задание «Волшебные загадки».
Воспитатель: Ребята, давайте продолжим наше сказочное путешествие. Сейчас вам нужно проявить смекалку и внимательность. Я вам, буду загадывать загадки, а вы должны будете их отгадать. Но только не выкрикиваем, а поднимаем ручку, иначе правильный ответ, я не засчитаю.
Он хозяина любил,
Верно он ему служил.
Сапоги носил и злого
Людоеда победил.
(Кот в сапогах)
***
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга – лесная бабка,
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
***
Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конек-горбунок)
***
С ним Малыш знаком давно,
Он к нему влетел в окно.
(Карлсон)
***
Что старик закинул в море,
Чтобы рыбку изловить,
Чтоб старухе не простою,
А хозяйкой моря быть?
(Невод)
***
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
***
Стрела у Ивана,
Как птица в полете.
Жена у Ивана
Живет на болоте.
(Царевна-лягушка)
***
Щуку я в пруду поймал
И желанье загадал.
(Емеля)
(вручаем букву О)
7. Задание. Игра «Волшебный куб»
Воспитатель: А сейчас у меня для вас необычное задание. Посмотрите какой волшебный куб у меня есть. На каждой стороне есть разные изображения. Вам нужно сейчас составить предложения со сказочными героями.
Дети составляют предложения используя всех героев.
Герои: Баба-яга, хрустальная туфелька, жар-птица. Змей Горыныч, колобок, дворец.
(вручаем букву К)
Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь соединим все наши буквы и получим название нашего домика слово: это ТЕРЕМОК.
III Заключительная часть
Игра малой подвижности «Теремок» (на новый лад)
Воспитатель: Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий –хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, яблоко. А ты кто?
- Я, дерево. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у яблока и у дерева есть листочек на веточке. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
Рефлексия.
Воспитатель: За ваше старанье и выполненные задания волшебник вам дарит золотые медальки. Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться. Вам понравилось быть в гостях у сказок? Что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Нам пора возвращаться в свою группу
«Верить в сказку - это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету»