Лидия
Сценарий квест-игры по развитию речи «Спасение богатыря русского от злых чар Картауса Рыжего Уса»
Ф. И. О. педагога: Целоусова Лидия Александровна
Должность: Воспитатель
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №55» муниципальное образование «Город Глазов»
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Спасение богатыря русского от злых чар Картауса Рыжего Уса»
Форма проведения: квест-игра
Публикация «Сценарий квест-игры по развитию речи „Спасение богатыря русского от злых чар Картауса Рыжего Уса“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2022
Примерная основная образовательная программа: Истоки
Характеристика группы: старший возраст 6-7 лет
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
• Беседы о России, ее символах.
• Чтение книги С. Т. Романовского «Родина».
• Наблюдение за березой в природе. Беседы о природе.
• Разгадывание ребусов.
• Разучивание загадки о русском богатыре «Силен, как сильный ветер, могуч, как ураган…»
• Изучение истории возникновения письма, почты.
• Создание выставки рисунков «Моя Родина».
Оборудование: конверт, подсказка - маленькая бутылочка из-под йогурта, на которой изображены те же знаки, что и на конверте, в ней прячется подсказка; картинка ребуса; картинка березы; портреты Богатыря, Картауса Рыжего Уса, Кащея, Бабы-Яги; коробка, олицетворяющая «нечистую силу»; картинки доспехов богатыря; берестяной туесок (пазлы); баночка с «мертвой» водой; баночка с водой, наполненная добротой.
ТСО: Минусовка песни «Наша Армия» (музыка Э. Ханка, стихи И. Резника).
Видеоматериалы: отрывок из фильма-сказки «Финист – Ясный сокол».
Цель совместной образовательной деятельности:
• Развитие любознательности и познавательного интереса к окружающему миру.
• Воспитывать любовь к Родине.
Программные задачи.
Образовательные:
• Расширять кругозор детей.
Развивающие:
• Обогащать словарь детей: адресат, адресант, сургучная печать; мир, дружба, добро, любовь, красота, солнце, тепло, радость, мама, ласка; сильный, храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, выносливый, добрый, умный, ловкий, смелый, быстрый…
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Умение рассуждать, делать выводы в партнерских беседах с педагогом.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательных задач.
• Формировать процессы нравственных мотивов поведения: сопереживания, сочувствия, содействия.
Методы и приемы:
• Практические: игровая ситуация, обследование предметов, разгадывание ребуса, собирание пазлов, экспериментирование с водой.
• Наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, предметов.
• Словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы.
Группа. Дети играют в игру «Что я вижу на букву…» Воспитатель незаметно для детей включается в игру, проявляя неподдельный интерес. Воспитатель, отгадав детскую загадку, загадывает слово нам букву «К». Дети отгадывают слово и находят предмет на эту букву. Это «Конверт».
Дети: Конверт…Там, наверно, лежит письмо.
Дети рассматривают конверт и видят, что письмо адресовано им. Если дети не сделали на этом акцент, на помощь приходит воспитатель.
Воспитатель: А кому это письмо адресовано? Может его кто-то потерял?
Дети (читают и понимают, что письмо адресовано им): Нам.
Дети: А от кого это письмо?
Дети, рассматривая конверт не находят адресата.
Воспитатель: Адресанта нет. Кто мог отправить нам такое письмо?
Дети: Может быть (дети предполагают кто бы это мог быть).
Дети: Какой-то странный конверт.
Воспитатель: Я тоже такой никогда не видела. Что же в нем необычного?
Дети: У него интересный, необычный цвет…Большой конверт…Странная марка…Есть печать.
Воспитатель: Интересно из какого времени это письмо: из настоящего, прошлого или будущего?
Дети: Наверно, из прошлого. Сейчас таких конвертов нет…
Воспитатель: А что гадать, может в самом письме увидим от кого оно?
Воспитатель: Наверно, кто нашел письмо, тот его и откроет. Вы согласны? или «Давайте откроем».
Ребенок открывает конверт и достает письмо - чистый лист бумаги. Все дети рассматривают лист бумаги.
Дети: Где же письмо?. Письмо пустое.
Воспитатель: Может кто-то над нами подшутил?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Интересно куда исчезли буквы?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Мы получили тайное письмо. Что же делать? Может где-то спряталась подсказка. Давайте разглядим внимательно конверт.
Дети рассматривают конверт и замечают интересную марку. На ней изображены кисточка, лимон, солнышко.
Рассуждают о том, почему это здесь нарисовано, пытаются догадаться. Может кто-то догадается, что письмо написано соком лимона и предложит использовать солнечный свет.
Если дети не догадались, воспитатель предлагает найти подсказку, которая спряталась в группе (это маленькая бутылочка из-под йогурта, на которой изображены те же знаки, что и на конверте).
В ней лежит записка: «Письмо написано лимонным соком, пусть воспитатель поднесет его к солнечному свету, и вы увидите, что получится».
Воспитатель и дети подходят к окну, рассматривают письмо. Воспитатель помогает детям его прочесть.
Дети садятся на стульчики вокруг стола, воспитатель демонстрирует эксперимент с письмом.
Содержание письма:
Жил да был в года далекие в деревеньке нашей простенькой добрый молодец, Богатырь, сильнее не было. Жил по-старому, по-доброму и дружил со всей округою. Не давал в обиду малого, помогал в несчастье бедному. Картаус Рыжий Ус заколдовал Богатыря и превратил его…
Дети разгадывают ребус
в березовый листок, а силу его богатырскую надежно спрятал в вашей группе. Чтобы спасти Богатыря, разгадать удивительную тайну, нужно решить интересные задачки, проявить смекалку, знания. Аленушка.
Воспитатель: С какой просьбой к нам обратилась Аленушка?
Дети: Она нас просит спасти богатыря.
Воспитатель: Как вы думаете, почему именно к нам обратилась за помощью?
Дети: Наверно, потому что мы дружные…
Воспитатель: На нас надеются. Будем спасать богатыря?
Дети выражают согласие.
Воспитатель: Интересно как выглядят богатырь и Картаус Рыжий Ус?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Где в нашей группе мы можем найти портрет богатыря?
Дети высказывают предположения. Если не могут ответить, можно им напомнить про отгадку ребуса.
Дети: Картаус превратил его в березовый листок, портрет его может прятаться в музее березы.
Дети находят портрет богатыря, который прячется за картинкой березы.
Воспитатель обращается с просьбой к ребенку прикрепить портрет богатыря на магнитную доску.
Дети рассматривают портрет богатыря.
Воспитатель: Кто такой богатырь?
Дети: Богатырь – древний воин…
Воспитатель: Богатырь – защитник Земли русской, «супергерой» русского народа на протяжении многих веков. Он без страха идет на опасность и всегда побеждает.
Воспитатель: Мальчики, кто желает прочитать стихотворение про богатыря?
Ребенок (мальчик) читает стихотворение:
Силён, как сильный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков, и матерей.
Воспитатель: А как выглядит Картаус?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Будем искать его портрет?
Дети: Да будем искать.
Воспитатель: Как вы думаете, где может находиться портрет коварного Картауса. Объясните почему вы так думаете.
Дети высказывают предположения. Картаус Рыжий Ус хитрый, коварный, вредный.
Воспитатель: Мы дружные и идем в одно место.
Дети совершают первую попытку найти.
Воспитатель: Ребята, нам нужно быть внимательными, мы можем не успеть спасти богатыря.
Воспитатель: Слушайте загадку-подсказку. Это место, где мы можем преобразиться, надеть костюм, увидеть себя, сыграть роль.
Дети, отгадав загадку, идут к уголку «парикмахерская». Дети открывают шкафчик, достают странную коробочку (обклеена деревьями дремучего леса). Открывают коробку и достают портреты сказочных героев.
Вспоминают их имена: Кащей, Баба-Яга, и находят портрет Картауса Рыжего Уса.
Противоборствующие силы (портреты) размещаются на разных магнитных досках.
Воспитатель обращается с просьбой к ребенку прикрепить портрет Картауса Рыжего Уса на другую магнитную доску.
Воспитатель: Сейчас каждое правильно выполненное задание будет придавать силы богатырю, чтобы справиться с волшебными чарами и снова стать богатырем. И, наоборот, если мы не справляемся, Картаус будет смеяться над нами и у него будет появляться еще больше волшебных сил.
Воспитатель: Каким должен быть богатырь?
Дети называют качества богатыря, передавая березовую веточку. Богатырь сильный, храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, выносливый, добрый, умный, ловкий, смелый, быстрый…
После выполнения задания Картаус уменьшается в размерах. Картинка меняется на магнитной доске.
Воспитатель: Вы будущие защитники Родины! Пусть Картаус видит какие защитники есть у богатыря. Давайте споем нашу любимую песню. Какая эта песня?
Дети: «Наша армия».
Дети исполняют песню «Наша армия».
После исполнения песни Картаус становится еще меньше. Меняется картинка.
Воспитатель: А какое следующее задание приготовил нам Картаус Рыжий Ус?
Задание: Назовите доспехи богатыря и найдите лишнее, объясните почему этот предмет лишний.
Дети называют доспехи богатыря: кольчуга, рукавицы, шлем, щит, булава, меч, копьё (копья, лишнее – пистолет, объясняют почему.
Воспитатель: Картаус Рыжий Ус владеет волшебной силой превращать чистую в воду в грязную, «мертвую». А может ли все живое на нашей планете жить без воды? Объясните почему?
Воспитатель: Как вы думаете, стоит ли нам с ним бороться?
Дети: Да, нужно его побороть.
Воспитатель: Постараемся лишить его волшебной силы?
Дети выражают согласие.
Воспитатель: В этом предмете Картаус Рыжий Ус спрятал «мертвую воду». Вы узнаете, что это за предмет, когда соберете пазлы.
На ковре разложены пазлы.
Воспитатель: Дети собирают пазлы. Из пазлов собирается туесок. После выполнения задания Картаус уменьшается в размерах. Картинка меняется на магнитной доске.
Дети достают из берестяного туеска баночку с «мертвой водой» (вода черного цвета, состоит из щепотки крахмала и нескольких капель йода, которую туда спрятал Картаус Рыжий Ус.
Воспитатель: Как из «мертвой» воды сделать «живую»? «Живая вода» сможет оживить богатыря.
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Вам, наверно, нравится, когда вас хвалят, благодарят. И не нравится, когда вас обижают, ругают. Как же водичка может стать живой?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Может ее наполнить добром?
В мини – музее за белой корой (берестой) прячется пузырек с чистой, доброй водой.
Воспитатель и дети: Берегись Картаус, мы спасем богатыря.
Дети произносят добрые слова и капают добрую воду в грязную, мертвую: мир, дружба, добро, любовь, красота, солнце, тепло, радость, мама, ласка…
Воспитатель и дети смешивают две воды, получается живая вода.
На каждое слово – одна капля.
Все портреты с магнитных досок убираются.
Видеоматериал: Богатырь оживает. Поет песню о Родине, объезжая родные просторы, любуясь красотой русских берез, величием земель русских.
Воспитатель: Нам пришло письмо. Справились ли мы с заданием?
Дети: Да, мы справились с заданием…Спасли богатыря… Злые чары Картауса Рыжего Уса рухнули…
Воспитатель: Не пожалела ли Аленушка, что написала письмо именно нам?
Дети: Нет, не пожалела.
Воспитатель: Узнали мы что-то новое о себе? Какие открытия совершили?
Дети рассказывают о своих открытиях.
Воспитатель: Пригодятся ли вам эти знания в школе?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Жизнь дана на добрые дела. Дружба, доброта пригодится в жизни…
Вы поняли, что приятно слышать и говорить хорошие слова.
А понравились ли вам эксперименты с письмом, водой?
Дети: Мы будем проводить опыты в школе.