Лариса Захарова
Конспект занятия по развитию речи «Осенняя пора — очей очарованье» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осенняя пора – очей очарованье»
Цель: Создать условия для развития связной речи дошкольников, при помощи составления рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
Обобщить представления о периодах осени, ее приметах и изменениях в природе поздней осенью; расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картины при помощи опорной схемы.
Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать со-держание картины; самостоятельно придумывать события, предшествую-щие и последующие изображенным на картине.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осенняя пора — очей очарованье“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Тренировать в подборе родственных слов.
Развивать речевую и познавательную активность детей, связную речь, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение, логическое мышление.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, самостоятельность, активность, культуру общения, умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Предварительная работа.
Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью.
Рассматривание иллюстраций об осени.
Беседы с детьми «Признаки осени», «Осенние приметы».
Чтение стихотворений А. Фета «Ласточки пропали…», А. Плещеева «Осень», И Демьянова «Летят дождинки».
Дидактические игры на тему «Осень»: «Один-много», «Назови, какая погода?», «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи».
Оборудование:
Магнитная доска, репродукция картины «Поздняя осень» М. Г Пишванова, опорная схема для составления рассказа по картине, 2 картинки осеннего дерева, осенние листья.
Методы и приемы: Беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение Н Антонова:
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
Воспитатель: Ребята, что ответил папа?
(Это осень, друг.) Н. Антонова
- Ребята, вы наверняка догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать? (об осени, признаках осени, как готовятся люди и животные осенью к зиме).
II. Основная часть
1. Отгадайте загадки.
- Вы правильно определили, о чем мы будем с вами беседовать. А есть ли среди вас те, кто знает загадки про осень или осенние явления?
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат –
это значит… (Листопад)
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький… (Листок)
2. Дидактическая игра «Подбери слово»
- От какого слова получились слова «листопад», «листок»? (лист)
- Какие еще родственные слова вы знаете для этого слова? (листья, листва, листочек, листопадник, лиственный, остролистый, тысячелистник, пятилистник, листать, отлистать, перелистывать, широколиственный, узколистый, крупнолистый, безлистый)
3. Дидактическая игра «Опиши месяц»
- В какое время года бывает листопад?
- Сколько месяцев длится осень? Какие это месяцы? Что вы знаете об осо-бенностях каждого месяца?
Дети. Сентябрь – это ранняя осень, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. Рябинник.
Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил назва-ние «Золотая осень». Листопадник.
Ноябрь – это поздняя осень, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. Предзимник. Ноябрь называют чернотропником.
4. Дидактическая игра «Приметы осени» (в движении)
На магнитной доске 2 картинки с изображением осеннего дерева без листьев.
- Ребята, посмотрите на доску, Вы видите 2 дерева, а все листья с них опали и лежат на земле. Я предлагаю вам нарядить листочками их и перед наступлением зимы еще раз ими полюбоваться. Но это будут необычные деревья, так как листики перемешались на земле.
- Для этого мы разделимся на 2 команды и та команда, которая назовет больше примет осени, сможет лучше нарядить свое дерево, и значит - выиграет.
• Осень какая?
(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
• Лес осенью какой?
(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)
• Листья осенью какие?
(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые)
5. Физкультминутка.
Осенняя игра с движениями под музыку «По лесным дорожкам»
6. Рассматривание картины М. Г. Пишванова «Поздняя осень».
- Ребята, посмотрите на картину.
- Как вы думаете, какой осенний месяц здесь изображен? Как вы это поняли? (Ноябрь)
7. Зрительная гимнастика.
- Перед тем как мы начнем с вами рассматривать детали картины, давайте подготовим наши глазки. Зажмуриться, посмотреть в даль, посмотреть на кончик носа, быстро поморгать глазами.
8. Игра «Внимательные глазки»
- Представьте, что вы «Следопыты» и у вас в руках подзорная труба или бинокль. И теперь вам нужно рассказать, что вы видите на картине, начиная со слов «Я вижу…» (необходимо назвать как можно больше объектов).
Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажите, что вы почувствовали. (холодно, слышу ветер, шелест листьев, идет дождь, на лицо попали капли дождя и т. п)
- Какое время года изображено на картине? Какая погода? Что вы можете сказать про деревья и землю? Кого мы видим на картине? Как еще можно назвать их? Давайте придумаем детям имена. Как одеты дети? Куда пришли дети? Что делают дети?
-Какое у детей настроение? Как вы думаете, а почему у них грустные лица? (наступают холода, многие птицы улетели на юг, а тем, которые остались будет зимой очень тяжело выжить; небо затянуто тучами и вот-вот пойдет дождь и дети переживают, что не успеют повесить кормушки для птиц)
- Как бы вы назвали картину?
- Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Для того чтобы рассказ получился интересным нам поможет схема. (2-3 ребенка)
- Молодцы, вы постарались и придумали разные истории по картине.
9. Дидактическая игра «Чего не бывает осенью»
- Ребята, я предлагаю определить, чего же не бывает осенью. Я буду произносить фразу, а вы должны будете определить относиться ли она к осени или нет. Если относится, то вы должны присесть, если не относится, то - подпрыгнуть.
- Дети загорают, купаются.
- Под ногами шуршат листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
- Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
- Дети ходят в резиновых сапогах по лужам,
- Медведь спит в берлоге,
- Дети строят кормушки для птиц,
- Деревья сбрасывают листву,
- Дни короткие, темнеет рано,
- Первый звонок в школе.
- Дети катаются на санках, коньках.
- Дикие животные запасают корм.
III. Заключительная часть.
Под медленную музыку дети садятся на стульчики и отвечают на во-просы воспитателя.
- О чем мы сегодня беседовали на занятии?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Кому было сложно составлять рассказ по картине?