Наталья Чуфарина
Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Гуси — лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества на примере сказки «Гуси – лебеди», поддерживать стремление задавать и правильно формулировать ответы, при ответах использовать элементы объяснительной речи; совершенствовать умение пересказывать сказку, составлять описательные рассказы о предметах и объектах по макету; обогащать словарь посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов; развивать зрительное и слуховое восприятие, память, связную речь; воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассказывание русской народной сказки „Гуси — лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Материалы и оборудование: магнитола, аудиозапись мелодии «В гостях у сказки (музыка В. Дашкевича, построенный заранее из стульев автобус, карточки с силуэтными и цветными изображениями героев сказки «Гуси - лебеди» (по количеству детей, макет «Гуси – лебеди», фигурки героев сказки «Гуси – лебеди», скакалка, цветной шнур, раскраски по сказке «Гуси - лебеди».
Предварительная работа: подвижная игра «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций к книге «Русские народные сказки», дидактические игры «Собери сказку», «Найди сказочного героя», «Опиши героя сказки», «Четвёртый лишний», изготовление макета «Гуси – лебеди», изготовление карточек с силуэтными изображениями и цветных фигурок сказочных персонажей к сказке «Гуси – лебеди».
Словарная работа: Ввести в словарь детей слова «речка - матушка», «сударыня», «кисельные берега».
Индивидуальная работа: закрепление последовательности сказки и умение описывать предметы и объекты по макету с Лёвой, Арсением, Матвеем, Витей.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, поздороваемся с ними (Дети стоят рядом).
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать, а вы?
Дети: Да, мы тоже любим путешествовать.
Воспитатель: На чём можно путешествовать? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на автобусе по стране «Волшебная сказка». Хотите отправиться со мной в путешествие в эту удивительную страну?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: А что означает «волшебная сказка»?
Дети: Волшебная сказка – это такая сказка, где происходит много чудес и превращений.
Воспитатель: Молодцы! Ну что, вы готовы отправиться в гости к волшебной сказке?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Тогда приглашаю вас в автобус пройти,
Где место своё должен каждый найти…
Вот наши билеты (Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображены силуэты героев сказки). Занимаем свои места. Дети самостоятельно занимают свои места «в автобусе», садятся там, где находится карточка с цветным изображением героя сказки, который изображён на карточке у каждого ребёнка. Воспитатель проверяет, все ли дети правильно нашли свои места. Дети «едут на автобусе». Звучит аудиозапись мелодии «В гостях у сказки».
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до страны «Волшебная сказка». Присаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики).
Воспитатель ставит перед детьми макет «Гуси – лебеди», куда по мере рассказа воспитателя помещаются цветные фигурки героев сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький Размещает на макете фигурки сказочных персонажей).
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли (убирает фигурки мужчины и женщины, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась (размещает фигурку братца перед деревенской избой).
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях (размещает в верхнем правом углу улетающих гусей – лебедей, на спине одного из них сидит маленький мальчик).
Вернулась девочка, глядь — братца нету! (размещает фигурку девочки) Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь (размещает печку на фоне леса, напротив печки – фигурку девочки).
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня убирает печь, ставит изображение яблони, напротив неё – фигурку девочки).
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах (убирает изображение яблони, располагает фигурку девочки с изображением реки).
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам.
День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается (ставит избушку на курьих ножках, рядом с ней Баба Яга и сидит мальчик с серебряными яблочками).
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла (убирает фигурку Бабы Яги).
Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка ставит фигурку мышки) и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала :
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала (убирает фигурки сестры и братца).
А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки (изображение речки). Видит — летят гуси-лебеди (ставит фигурки детей, их догоняют гуси – лебеди).
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… (ставит яблоню)
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо (убирает яблоню).
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки (ставит печь) :
— Сударыня - печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли (ставит около деревенской избы фигурки девочки, мальчика, матери и отца).
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка!
Дети: Да, очень понравилась!
Воспитатель: О ком рассказывается в сказке?
Дети: в сказке рассказывается о девочке, которая заигралась и не увидела, как гуси – лебеди унесли её брата к Бабе Яге. Девочке пришлось спасать своего братца от гусей – лебедей и Бабы Яги.
Воспитатель: поиграем с вами в народную игру «Гуси – гуси».
Воспитатель выбирает с помощью считалочки «волка» и «хозяина», остальные дети – «гуси». На одной стороне групповой комнаты с помощью скакалки обозначен «дом», где живут «хозяин» и «гуси», на другой с помощью цветного шнура – поле. Между ними находится «логово волка».
Все гуси летят на поле травку щипать – дети бегают в отведённой для игры части группы.
«Хозяин» зовё т их:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси» бегут в «дом», «волк» пытается их поймать.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места (дети садятся на стульчики).
Как вы думаете, почему сказка называется «Гуси – лебеди?
Дети: Потому что в этой сказке гуси – лебеди унесли мальчика в лес к Бабе Яге.
Воспитатель: Кому помогали гуси – лебеди?
Дети: Гуси – лебеди помогали Бабе Яге.
Воспитатель: Они служили ей. Вспомните, кого первого девочка попросила о помощи, когда искала братца?
Дети: Девочка попросила о помощи первой печку.
Воспитатель: Кого второго девочка попросила о помощи?
Дети: Яблоньку.
Воспитатель: Третьего?
Дети: Речку – матушку.
Воспитатель: Как вы думаете, почему ни печка, ни яблонька, ни речка не помогли девочке в её поисках?
Дети: Девочка сама отказалась сделать то, о чём её просили: есть пирожки и яблочки, пить киселёк с молочком.
Воспитатель: Расскажите, как окончилась сказка.
Дети: Девочка выполнила просьбы речки, печки и яблоньки. Поэтому они ей помогли укрыться от гусей – лебедей, и она смогла спасти братца и вернуться домой к отцу и матери.
Воспитатель: Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями? Почему?
Дети: Девочку, потому что она не побоялась идти одна в лес и спасла братца. Хорошие – печка, яблонька и речка. Они спасли девочку с её братцем от гусей – лебедей.
Воспитатель: Кто в сказке злые герои?
Дети: Баба Яга и гуси – лебеди.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Баба Яга заставляла гусей красть маленьких детей, и гуси – лебеди это делали.
Воспитатель: А случилась бы с девочкой беда, если бы она послушалась родителей и не оставила братца одного?
Дети: Нет, гуси – лебеди не смогли бы украсть мальчика.
Воспитатель: Как вы думаете, чему нас учит сказка?
Дети: Сказка нас учит слушаться своих родителей и заботиться о младших.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, кто хочет рассказать и показать сказку «Гуси – лебеди»?
Дети подходят к макету, показывают и рассказывают сказку по небольшому отрывку по очереди.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо запомнили сказку «Гуси – лебеди». Но нам с вами пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места, согласно билетам (дети с воспитателем возвращаются на автобусе в детский сад).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, очень понравилось.
Воспитатель: В какой стране мы побывали?
Дети: Мы побывали в стране «Волшебная сказка».
Воспитатель: С какой мы сказкой познакомились?
Дети: Мы познакомились со сказкой «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).
Воспитатель: Вы все сегодня молодцы. Спасибо вам. А сейчас мы пойдём раскрашивать раскраски по сказке «Гуси – лебеди».