Гузель Амирханова
Конспект занятия по развитию речи «Необыкновенный осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности по речевому развитию
на тему: «Необыкновенный осенний лес» для воспитанников 5-6 лет
Подготовила и провела:
Амирханова Гузель Халитовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Необыкновенный осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Учить наблюдать, развивать любознательность.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
Согласование существительных с числительными;
Образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных отношений.
Закреплять правильное употребление в речи предлогов.
Учить отвечать полным ответом на вопрос.
Развивающие :
Развитие длительного плавного выдоха, фонематического слуха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.
Развивать в играх логическое мышление, память, воображение, внимание.
Формировать речевое дыхание, координацию движений.
Развивать сенсомоторные и положительные эмоциональные реакции.
Поддерживать активную речь детей.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (электронными, компьютерными и др.).
Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Формировать представления о чередовании времен года, их некоторых характеристиках.
Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными.
Воспитание любви и бережного отношения к природе, развивать наблюдательность.
Воспитывать контроль над своим произношением.
Воспитывать желание говорить правильно и красиво;
Прививать умение слушать и слышать высказывания сверстников, вести диалог;
Воспитывать дружелюбие, желание прийти на выручку;
Приоритетное направление: познавательно-речевое развитие
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, речедвигательной гимнастики. Рассматривание иллюстраций картин по темам: «Осень», «Деревья осенью», «Животные леса».
Экскурсия в осенний сквер.
Дидактические игры: «Назови ласково», «С какой ветки детки», «Когда это бывает?», «Один-много», «Посчитай».
Активизация словаря:
Использовать в речи прилагательные : лиственный, кленовый, рябиновый, дубовый, еловый, берёзовый.
Расширять и активизировать словарь по темам: «Деревья осенью», «Животные леса», «Осень».
Употребление предлогов, обозначающие пространственные отношения: в, под, на, за.
Учить употреблять в речи детей словосочетание «лист каштана».
Используемое оборудование:
Экран
Проектор.
Компьютер.
Оформление зала «Лесная поляна».
Макеты деревьев: берёза, рябина, клён, дуб.
Листья, вырезанные из цветной бумаги.
Имитация пруда.
Резиновые игрушки лягушек.
Макет пня.
Корзина с желудями,
Мелкие игрушки из серии «Лесные животные»
Фонограмма песен «Мы листочки»,
Фоновая музыка осени,
Корзина с яблоками.
Форма организации деятельности: групповая
Место проведения: музыкальный зал
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку-переходит доброта. Почувствуйте, как искорка доброты зажигается в наших сердцах. Пусть она сопровождает нас всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь на стульчики.
Воспитатель: Я хочу вам загадать загадку, а вы, отгадав ее, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.
Пришла без красок
и без кисти
И разукрасила все листья. (Осень)
- Правильно это осень. Ребята, посмотрите, за окошком действительно осень, она раскрасила все деревья в осенний наряд. А вы бы хотели отправиться в необыкновенное путешествие в осенний лес (Ответы детей) Во время путешествия нас ожидает много чудес!! А отправимся в путешествие на поезде. (Дети встают друг за другом имитируя движение поезда.
Речедвигательная гимнастика «Паровоз» :
Чух, чух, чух, чух.
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит - пых, пых, пых, пых.
Тороплюсь! Гудит – у, у, у…
Воспитатель: Вот мы и приехали в лес.
Звучит волшебная музыка. На экране появляется иллюстрации с изображением осеннего леса (слайд1.) Воспитатель читает стихотворение:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А. Пушкин)
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы пришли в осенний лес, здесь полным полно чудес! Посмотрите ребята как здесь красиво!
Дети рассматривают необычное оформление зала «Лесной поляны».
Беседа об осени.
Воспитатель: Скажите, ребята какая погода бывает осенью?
(холодная, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная, скучная, грустная, серая). Что вы еще можете рассказать об осени?
Дети: Созревают плоды: яблоки, желуди, орехи, ягоды. Осенью часто идут дожди. Исчезают насекомые. Птицы улетают в теплые страны. Люди одеваются теплее. Листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему мы называем осень золотой (ответы детей).
Правильно. Осенью много желтого цвета. Желтый цвет похож на золото.
(Звучит музыка в зал входит осень)
Осень : Слышу, слышу, обо мне вы речь ведете.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю
Но не касаюсь елочек и сосен
Так кто же я? Я…. (осень)
- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы! Как много признаков осени назвали.
- К вам я тоже пришла не с пустыми руками. Вам я принесла букет из осенних листьев. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные, резные. Только в мою пору можно увидеть такие красочные листья. Есть у меня и другие листья – с заданиями.
Воспитатель: Ребята, выполним задания осень?
Дети: Да!
Осень : Я предлагаю вам поиграть в игру – «Когда это бывает?»
Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят.
Кто помнит, кто знает,
Когда это бывает? (Это бывает осенью.)
Нам солнце брызнуло в глаза,
А в небе кружит стрекоза
И ласточки летают…
Когда это бывает? (Это бывает летом.)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Это бывает осенью.)
На крышах снег, на речке лед.
И птица в роще не поет,
И ветер завывает…
Когда это бывает? (Это бывает зимой.)
Растаял снег, растаял лед,
Вода по улицам течет,
Подснежник расцветает…
Когда это бывает? (Это бывает весной.)
На город наш упала тень,
И небо плачет целый день,
И листья облетают…
Когда это бывает? (Это бывает осенью.)
Осень : Молодцы. Все времена года определили. А сейчас следующее задание надо назвать дерево. Смотрим на экран (слайд 2).
Дети: Клён, берёза, тополь, рябина, дуб, осина.
Воспитатель: Чем деревья похожи между собой?
Дети: У всех деревьев есть ствол, корень, ветки.
Воспитатель: Как называются деревья, на которых растут листья?
Дети: Лиственные деревья.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные деревья? Дети: Лиственный лес.
Воспитатель: В каком лесу мы находимся?
Дети: В лиственном лесу.
Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Ребята, подул ветерок и начался листопад.
Звучит фонограмма «Мы осенние листочки». Дети встают в рассыпную и поют песенку, имитируя движения падающих листочков.
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточках летели,
Ветер дунул – полетели.
Осень : Ой, ребята! Посмотрите, сколько листьев упало с деревьев! Слушайте следующее моё задание. С какого дерева упал лист?
Дети: Лист упал с рябины, лист упал с клёна, лист упал с дуба и т. д.
Воспитатель: А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, назвать какой это листочек и закрепить его рядом с деревом. (Каждый ребенок подходит к столу, где разложены листья, поясняя с какого дерева упал листочек, называет его и прикрепляет к нужному дереву.)
1 ребенок. Этот листок упал с клена. Это кленовый листочек.
2 ребенок. Этот листок упал с рябины. Это рябиновый листочек.
3 ребенок. Этот листок упал с дуба. Это дубовый листочек.
4 ребенок. Этот листок упал с ели. Это еловые иголки.
5 ребенок. Этот листок упал с березы. Это березовый листочек.
Воспитатель: С какого же дерева упал последний листок?
(Этот лист упал с каштана.)
- Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист – так не принято говорить.
- Повторим все вместе, чтобы запомнить: «Это лист каштана».
Осень : Молодцы. Вы справились с еще одним заданием.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на нашей полянке много лесных жителей. Давайте скажем, кто где находится.
(Дети составляют предложения с предлогами)
Дети: Лягушки спрятались в пруду, ёж сидит под дубом, сорока сидит на берёзе, заяц спрятался за кустом и т. д.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, под дубом корзина! Давайте посмотрим, что в ней!
(Дети заглядывают внутрь и находят там желуди)
Воспитатель: Ребята это волшебные жёлуди, в них спрятались ваши игрушки – маленькие животные, обитатели леса. Предлагает их найти.
Давайте каждый посадит своё животное туда, куда хочет, на лесную полянку и расскажет об этом.
Дети: Я посадил зайца под куст, я посадил ежа на пень и т. д.)
Воспитатель: Ой, ребята, а корзинка, оказывается, еще не опустела. В ней лежат дары осени. Давай их посчитаем.
1лист -2листа -3 листа-4 листа, 5 листьев
1орех -2 ореха- 3 ореха -4 ореха – 5 орехов
1желудь 2 желудя - …. 5 желудей
1 шишка -2 шишки …. 5 шишек.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Осень, ты довольна нами? Мы выполнили все твои задания.
Осень : Да, я очень довольна вами, ребята. Вы молодцы. В моей корзине лежат яблоки, которые я хочу подарить вам. (Осень передает корзину с яблоками воспитателю).
Воспитатель: Что мы должны сказать Осени?
Дети: Спасибо.
Осень : Пришла пора прощаться. Я говорю вам до свидания.
(Осень под музыку уходит из зала).
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где вы сегодня побывали, кого видели?» (Ответы детей.) Воспитатель хвалит детей обращает внимание на то какие они были дружные и внимательные, как правильно и красиво рассказывали об осени, осенних деревьях, обитателях леса. и предлагает вернуться в детский сад.
Звучит музыка, дети на поезде возвращаются в детский сад.