Юлия Тарара
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему: «Домашние птицы»
Программное содержание
Расширить представления детей о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в звукоподражании. Отрабатывать умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные. Развивать речевую активность, диалогическую речь, зрительное восприятие и внимание, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитывать доброе отношение детей к птицам.
Темочки:
- Домашние птицы. Конспекты занятий
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Материал
Сюжетная картина «Птичий двор», предметные картинки с изображением домашних птиц.
Предварительная работа
Рассматривание картинок с изображением домашних птицах, настольные игры «Собери картинку», «Кто где живёт», рассматривание сюжетных картин «Домашние птицы», чтение стихов о птицах, русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба» и др.
Ход НОД
Артикуляционная гимнастика
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ле-ле-ле - много птиц у нас в селе.
Ре-ре-ре - много уток во дворе.
Ал-ал-ал - наш цыпленок очень мал.
Ол-ол-ол - индюшонок сел на пол.
Лу-лу-лу - гусенок спрятался в углу.
Лю-лю-лю - я домашних птиц люблю.
О ком говорилось в стихотворении? Как их назвать одним словом? Почему они называются домашними? Где они живут? (Показ иллюстрации – птичий двор)
Дидактическая игра «У кого кто в семье?»
– На птичьем дворе птицы ходят семьями. Давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Воспитатель показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок
гусь – гусыня – гусенок
утка – селезень – утенок
индюк – индюшка – индюшонок
Как птиц отличить от других животных? Чем покрыто тело птиц, что у них вместо лап? (Есть крылья, перья)
Развитие тонкой моторики. Речь с движением.
Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к
остальным)
Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)
Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку)
Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки»).
Игра «Один – много»
– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?
Образец:
курица – курицы, куры
петух – петухи
цыпленок – цыплята
гусь – гуси
гусыня – гусыни
гусенок – гусята
утка – утки
селезень – селезни
утенок – утята
индюк – индюки
индюшка – индюшки
индюшонок – индюшата
Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?
Образец:
петух – кукарекает
курица – кудахчет, квохчет
цыпленок – пищит
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болбочет
Закрепление понятий «тихо - громко»
-А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?». Я буду называть домашних птиц, а вы мне ответите, кто как голос подает. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо.
Наши уточки с утра – кря-кря-кря. А утята отвечают тихо: кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда – га-га-га. А гусята тихо повторяют.
Наши курочки в окно – ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.
А индюк среди двора – бл-бл-бл. А индюшата тихо повторяют.
А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!
Физкультминутка
Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)
Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)
Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми руками вверх)
Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись
вперед смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели)
Дидактическая игра «Хвастуны»
– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Воспитатель указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)
Образец:
у петуха (что) – не голос, а голосище
у индюка – не хвост, а хвостище
у селезня – не лапы, а лапищи
у гуся – не шея, а шеища
у курицы – не крыло, а крылище
у индюшки – не глаза, а глазищи
у утки – не клюв, а клювище
у гусыни – не перо, а перище
Притяжательные прилагательные. Игра «Кому это принадлежит?»
- Посмотрите, что это лежит на столе? (Птичье перо.)
- Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё) петушиное.
- Если это перо потерял гусь, то перо (чьё) гусиное.
- Если перо потеряла утка, то перо (чьё) утиное.
- Если это перо потеряла курица, то перо (чьё) куриное.
- Если это перо потерял индюк, то перо (чьё) индюшачье.
- Скажите ребята, а чем для людей полезны домашние птицы? (дети дают свои варианты ответов).
Воспитатель делает заключение.
– Утки и гуси дают нам пух, из которых шьют одеяла, набивают подушки и пуховики. Курицы несут нам яйца. Ну конечно мы выращиваем птиц еще и для получения нежирного мяса, из которого мы готовим различные блюда.
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.
Конспект занятия по рисованию
«Мама-курочка и цыплята»
Задачи:
Продолжать знакомить детей с новым способом рисования – рисование тычком жесткой полусухой кистью;
Вызвать у детей эмоциональный отклик;
Закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый);
Воспитывать аккуратность.
Оборудование: альбомный лист, гуашь желтая и коричневая, кисть жесткая, кукла «Бибабо».
Предварительная работа: рассматривание игрушки – курочки, чтение сказки «Курочка Ряба», стишков и потешек.
Ход занятия:
Загадка
Ходит зёрнышки клюёт.
Яйца в гнёздышко несёт.
«Ко-ко-ко» по улице.
Кто гуляет? (Курица)
Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это желтенький…
Воспитатель: кто пришел к нам в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне кажется курочка, почему то грустная.
Как вы думаете, что у нее случилось?
Предположения детей
Воспитатель: Мне тоже кажется, что непослушные цыплята разбежались, и курица не может их собрать
Воспитатель: а случилось вот что: пошла курочка гулять со своими цыплятами, и хотя она им наказывала: «Ко-ко-ко, не ходите далеко» они взяли и спрятались от своей мамы. «Куд – куда?» - спрашивала курочка-мама.
Воспитатель: ребята, поможем курочке отыскать цыплят.
Достаю из коробки цыплят, расставляю на столе.
Желтые цыплятки,
Славные ребятки.
Спят у мамы под крылом,
Уютно в доме том.
Воспитатель: Ребята, какого цвета цыплята?
Дети: Желтые
Воспитатель: А цыплята как пищат?
Дети: Пи-пи-пи
Воспитатель: Ребята, как курица кричит?
Дети: Ко-ко-ко
Воспитатель: Ребята, курочка – это мама, цыплята – это детки.
Уточняю, задавая вопросы детям: «Это кто?» (спрашиваю 1-2 детей).
А теперь давайте поиграем: я буду вашей мамой - курицей, а вы мои детки - цыплята.
Какие детки у курочки мамы по цвету?
Дети: желтые.
Воспитатель: а если их потрогать, погладить, какие они?
Дети: мягкие, пушистые.
Физкультминутка
«Вышла курочяка гулять»
Воспитатель: посмотрите на свои листочки, на них изображен контур цыплят. А мы будем их раскрашивать. Поможет нам волшебная кисточка. Кисточка сегодня будет «танцевать» по контуру, будет прыгать вверх-вниз.
Но прежде, чем нам рисовать давайте разомнём пальчики
Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце,
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок
стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Воспитатель: а теперь возьмите жесткую кисть и покажите, как она будет прыгать. Наберите на кисть жёлтую краску и начинайте раскрашивать контур цыплят. Кто закончил, промойте кисти и положите на баночку.
Воспитатель: чего не хватает цыплёнку, чтобы он мог бегать по траве и петь песенки?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно, нужно дорисовать лапки, глаза и клюв. Возьмите тонкую кисть, наберите коричневую краску и дорисуйте цыплятам клюв, глаза, лапки.
Воспитатель: ну а теперь наша курочка довольна? Мы нашли твоих цыплят.
Воспитатель: курочка благодарит вас за то, что помогли ей найти деток, и говорит вам спасибо!
Воспитатель: какие цыплята получились у вас?
Дети: красивые, пушистые, жёлтенькие.
Воспитатель: все вы очень постарались сегодня.
Конспект занятия по «Аппликация
Тема: «Цыпленок».
Задача: Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, членах птичьих семей.
Цели: Продолжать учить детей вырезать округлую форму путем срезывания углов у квадрата и треугольника; совершенствовать технику наноса клея аккуратно на детали; развивать чувство цвета, учить составлять образ из отдельных деталей.
Развивающие : развивать творчество, самостоятельность, уверенность, аккуратность.
Воспитательные: воспитывать такие чувства как умение сопереживать, желание помогать и доброе отношение к птицам.
Оборудование: Курочка «Ряба»- игрушка; картинки с изображением домашних птиц;
Для детей: клеёнка, клей - карандаш, ножницы, картон белого цвета А4 (со скорлупой, квадрат желтого цвета размером 2х2, прямоугольник желтого цвета 3х4, квадрат коричневого цвета 1х1, карандаши зеленый и коричневый, поднос
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов; беседы о домашних птицах; рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и цели занятия.
Отгадывание загадки.
Был чудный дом
И что – то застучало в нём.
И вот от туда,
Живое появилось чудо.
(Цыплёнок)
- Ребята, кто к нам пришел в гости?
- В Гости к нам пришла Курочка «РЯБА». Она очень рада,что попала именно к нам и шла в гости не одна,а со своими цыплятками, но по пути она растеряла всех своих цыплят в траве и очень расстроилась и переживает.
-Какое у курочки настроение, от того, что цыплята пропали? (грустное)
- Поможем курочке найти цыплят? (Да)
- А как мы ей можем помочь? (выполнить аппликацию цыпленка)
- Тогда садитесь за стол.
- Вспомним из каких частей тела состоит цыпленок (голова, туловище, крылья, ножки)
-Обратите внимание на круги которые лежат на подносах, они одинаковые или разные? (туловище из самого большого квадрата, голова из среднего, крылышки из маленьких)
- Как получить из квадрата круги? (срезать круги, закругляя их)
-А какого цвета у нас цыпленок? (желтый и пушистый)
(После беседы дети подходят к столу и выбирают поднос для выполнения цыпленка)
Повторение техники безопасности при работе с ножницами.
- Вспомните, пожалуйста, как надо работать с ножницами?
- Как нельзя вести себя с ножницами?
Самостоятельная работа.
(воспитатель помогает исправлять ошибки)
Воспитатель обращает внимание детей на рабочее место и приготовленные материалы и спрашивает, из чего будем вырезать голову и животик цыпленка. Дети находят у себя на столах две геометрические фигуры желтого цвета: квадрат – голова, прямоугольник – туловище. Квадрат оранжевого цвета – крыло. Квадрат маленький коричневого цвета – клюв.
- Из цыплёнка вырастет или петушок, или курочка.
2. Физкультминутка:
Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке – гребешок,
Вот какой он, петушок!
.
Воспитатель показывает примерную последовательность работы с пояснением:
• Берём квадрат желтого цвета и закругляем на нём уголки с помощью ножниц, чтобы получить круг, из прямоугольника вырезаем овал. Голова и туловище - готовы.
• Чтобы получить крылышко, разрезаем квадрат по диагонали на два треугольника и закругляем уголки с двух сторон.
• Маленький квадрат коричневого цвета разрезаем по диагонали – клюв.
• На картон составляем аппликацию цыпленка.
• Приклеиваем все детали.
По ходу работы, воспитатель обращает внимание на осанку детей.
- Наши цыплята ничего пока не видят. Что надо им нарисовать, чтобы они увидели маму курочку и нас? (глазки)
- И наши цыплятки не могут еще, что делать? (ходить)
(рисуем глазки и ножки коричневым карандашом)
- А где же наши цыплятки спрятались от мамы курочки? (в траве)
(рисуем травку зеленым карандашом)
- Посмотрите ребята, какие красивые цыплята сидят в траве. Давайте позовем курочку «Рябу» и скажем, что цыплята нашлись.
Курочка благодарит всех ребят, она очень довольна, что ее детки нашлись.
И пообещала ребятам быть более внимательнее к своим детишкам,
и больше их не терять.