Анастасия Ковалева
Конспект занятия по развитию речи «Части слова» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Части слов»
Программное содержание:
• Формирование представления о том, что слова можно разделить на части;
• Ознакомление с термином «слог»;
• Обучение детей делить на слоги двух- и трехсложные слова;
• Обучение называть слова с заданным слогом.
Доброе утро!
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Части слова“ в старшей группе» размещена в разделах
Улыбнитесь скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
-Все сели ровно и красиво. Я рада видеть наших маленьких гостей на нашем занятии.
- Готовы получить новые знания? (да).
- Замечательно, и мы начнем с игры.
Игра «Кто у кого?»
- Ребята, я буду называть некоторых животных, а вы должны назвать их детенышей.
Лиса – лисенок
Кошка – котенок
Курица – цыпленок
Собака – щенок
Корова – теленок
Утка – утенок
Ребята, а теперь давайте посчитаем хлопками все эти слова.
Например: Ли-са – ли-се-нок.
Дети отмечают, что "лисенок" длиннее слова "лиса". Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове "лиса" два слога, а в слове "лисенок" - три, поэтому оно длиннее.
- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово состоит из них.
Называйте первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показывает).
В слове может быть два, три, четыре и даже больше слогов. А есть и такие слова, где только один слог. Поэтому вы, наверное, уже заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от количества слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога :ком, том,зал, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит двух- и трехсложные слова (ли-са, ко-ро-ва)
Такую же работу проводим со всеми словами.
Послушайте внимательно стихотворение.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что можно увидеть глазом, -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Названо словами.
- О чем говорится в стихотворении? ( ответы детей: о том, что всему дано название; о словах)
- Верно, молодцы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Давайте немного отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Всеми ногами топаем,
Всеми руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгаем к потолку,
Пальчик поднимаем к виску.
И друг другу даже
Язычки показываем!
Раз, два, три!
- И обратно превращаемся во внимательных ребят.
Сейчас закроем глазки и представим, что мы с вами оказались в лесу. Идем, гуляем по тропинке, дышим свежим воздухом.
- Что у вас вокруг? ( ответы детей: деревья, грибы и т. д.).
- Верно, открывайте глазки.
Есть слова, и их очень много, к которым подходит вопрос «какой?»
- Например: синий, холодный, красивый, дремучий. Какие слова можете назвать вы? ( ответы детей: умный, теплый, красный, желтый и т. д.).
- Молодцы.
- Ребята, кого принято назыв называть поэтом? ( ответы детей: того, кто пишет стихи).
-кто такой «пудель»? ( ответы детей: собака).
-Пудель – это «кто» или «что»? ( ответы детей: «кто»).
-Верно.
Чтение стихотворение С. Маршак «Пудель».
-Понравилось произведение? ( ответы детей: да).
-О ком произведение? ( ответы: о пуделе и старушке).
-За что, по вашему мнению, пуделю прислали плетку и ошейник? ( ответы детей: он непослушный, много балуется).
-Кто услышал слова, отвечающие на вопрос «какой»? ( ответы детей: озорной, умный, трудолюбивый).
-Какие ребята вы все молодцы. !
Подведение итогов
-Наше занятие подходит к концу.
- О чем вы сегодня узнали на занятии? ( ответы детей: какой вопрос задаем к неживым предметам, а какой к живым).
- Какой вопрос подходит к неживым предметам? ( ответы детей: «что»)
-Назовите неживые предметы, которые отвечают на вопрос «что». (Кукла, дом, машина, книга и т. д.)
-А какой вопрос подходит к живым? ( ответы детей: «кто»)
-Кто назовет живые? (человек, собака, белка).
Всем спасибо, все молодцы.
Стихотворение Пудель - Маршак С. Я.
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пес,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала :
- Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
Подходит к буфету,
На полку глядит,
А пудель
На блюде
В буфете сидит.
Однажды
Старушка
Отправилась в лес.
Приходит обратно,
А пудель исчез.
Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель
По комнате
Бегал за ней.
Старушка на грядке
Полола горох.
Приходит с работы,
А пудель издох.
Старушка бежит
И зовет докторов.
Приходит обратно,
А пудель здоров.
По скользкой тропинке
В метель и мороз
Спускаются с горки
Старушка и пес.
Старушка в калошах,
А пес - босиком.
Старушка вприпрыжку,
А пес - кувырком!
По улице
Курица
Водит цыплят.
Цыплята тихонько
Пищат и свистят.
Помчался вдогонку
За курицей пес,
А курица пуделя
Клюнула в нос.
Старушка и пудель
Смотрели
В окно,
Но скоро на улице
Стало темно.
Старушка спросила :
- Что делать, мой пес? -
А пудель подумал
И спички принес.
Смотала старушка
Клубок для чулок,
А пудель тихонько
Клубок уволок.
Весь день по квартире
Катал да катал,
Старушку опутал,
Кота обмотал.
Старушке в подарок
Прислали кофейник,
А пуделю - плетку
И медный ошейник.
Довольна старушка,
А пудель не рад
И просит подарки
Отправить назад.
Итог занятия :
-Ребята, скажите пожалуйста что мы сегодня делали?
(ответы детей)
- Что вам понравилось в нашем занятии?