Юлия Канева
Конспект по развитию речи «Части лица человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Просмотр непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по области «Речевое развитие» (формирование грамматического строя речи) по теме «Части лица человека».
Цель: Формирование у детей представлений о частях лица человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширение знаний о предназначение органов (частей лица) для восприятия окружающей действительности.
2. составлять описательный рассказ о частях тела человека по картинно-графическому плану.
Публикация «Конспект по развитию речи „Части лица человека“» размещена в разделах
3. Учить детей образовывать существительные с суффиксами ИК, ИЩ; согласовывать существительные, обозначающие части тела, с числительным пара, подбирать прилагательные – антонимы; упражнять детей образовывать словосочетания и предложения.
4. учить составлять предложения на наглядном материале;
5. Закрепить словарь по данной теме.
Развивающие:
1. Развитие устной речи воспитанников посредством ведения диалога.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, ориентировку на собственном теле.
3. Развивать речь с движением.
Воспитательные:
1. Воспитание правил ухода за лицом.
2. Воспитывать умение слушать ответы друзей, выразительно проговаривать речевые обороты.
Материалы:
Карточки с изображением частей лица, изображение сказочных персонажей братьев ИК и ИЩ, маленькие шляпки, листочки с изображением частей лица, зеркала, презентация «Части лица человека», проектор.
Ход занятия.
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.
«Здравствуй, солнце
Здравствуй, мир.
Здравствуйте, гости.
Пришедшие в гости»
- О чём мы сегодня будем беседовать, вы мне скажете сами, отгадав загадки.
1)Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
2)У зверюшки – на макушки,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
3)Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза.)
4)За красными жердочками сидят белые курочки. (Рот: губы, зубы.)
5)Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)
6)Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живет, То куда – то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится. Грусть – тоска ее боится. (Улыбка.)
7)Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
•Многозначность слова: язык.
- Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
(Это слово “улыбка”. Остальные слова обозначают части лица человека.)
-Кто самостоятельно сформулирует тему сегодняшнего дня?
(Сегодня мы будем говорить о частях лица человека.)
- Много всего интересного и необычного ждёт нас.
- И так, начнём!
1. Игра “Мой, моя, мое”.
- Проходите, ребята, на свои места.
-На столе лежат зеркала.
- Возьмите их и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)
-Сейчас я буду вам задавать свои вопросы, а вы опираясь на схемы на экране будете отвечать.
? Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые)
? Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные, блестящие)
? Какой у тебя нос? (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый)
? Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный)
? Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, красивые)
-А теперь я попрошу кого-нибудь одного описать свое лицо полностью.
- Ну а теперь пришло время отдохнуть.
2. Игра «Ухо – шея».
По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!»- за нос. Воспитатель выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» воспитателя, должны показать только ту часть тела, которая называется взрослым. Можно использовать любые пары, например : лоб – шея, подбородок – затылок, челюсть –висок, грудь – спина, голень – локоть и т. д.
3.- Ребята посмотрите, пока мы свами отдыхали, к нам гости пожаловали!
(обращает внимание детей на мольберт, где приклеены фигурки: два брата, одного зовут ИК, другого – ИЩ.)
- У каждого есть своё жильё. ИК имеет маленький домик. ИЩ – большой домище. Теперь я расскажу, какими были эти братья, а вы мне поможете.
У одного брата был не нос, а … (носище, у другого (носик)
У одного брата был не рот, а … (ротище, у другого (ротик, и так по аналогии, лоб, глаз, волосы, нос, зуб,)
- Как звали маленького брата? (ИК)
- Как звали другого? (ИЩ)
- Если в слове слышится ИК, это значит, что предмет маленький, а если ИЩ - то предмет большой!
- Давайте теперь сравним братьев. Кто знает, тот руку поднимает.
- У ИЩА лицо грустное, а у ИКА – веселое.
- У ИЩА волосы темные, а у ИКА – светлые.
- У ИЩА волосы длинные, а у ИКА – короткие.
- У ИЩА волосы прямые, у ИКА – кудрявые.
- У ИЩА нос большой, у ИКА – маленький.
- ИЩ высокий, а ИК – низкий.
- ИК и ИЩ приготовили для вас задание, а для этого просят вас взять листочки, на которых есть рисунок. (Воспитатель проходит мимо детей с коробочкой, в которой находятся листочки, сложенные пополам)
4.- Вы не показывайте их никому. (так делятся на команды: рот, глаза, уши, нос.)
- 1)ИК и ИЩ хотят узнать, знаете ли вы, какую функцию несёт каждый орган на лице?
-Для этого вам необходимо отобрать нужные иллюстрации, которые есть на ваших столах.
- 2)Что не полезно для них? Вы должны подумать и ответить.
- 3)Как мы ухаживаем за данным органом на лице?
- 4) Составить предложение о своём органе.
- Ух, молодцы, ни разу не ошиблись!
- Теперь назовите части лица, которых у вас ПАРА! (пара глаз, ноздрей, ушей, щек и т. д.)
- Молодцы! Вот и подошла к концу наша встреча. В заключение выполним с вами практические упражнения:
- Покажите, где у вас голова.
- Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее.
- Поморгайте глазками.
- Нахмурьте лобики.
- Погладьте свой носик.
- Погладьте носик своего соседа.
- Покажите свои ушки.
- Откройте и закройте рот.
- Улыбнитесь. Подарите улыбку своему соседу.
- Расскажите, что нового узнали на занятии?
- Какое задание вызвало интерес?
- О каком органе вам бы хотелось узнать ещё больше?