Елена Сушко
Конспект занятия по развитию речи «России — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания детей о России. Закреплять знания детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе, гимне, флаге РФ. Уточнить представление детей о главе российского государства, президенте РФ. Рассказать детям о народных промыслах и природе России.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие : Развивать внимание, память, умение вести диалог, поддерживать непринужденную беседу. Активизировать словарь детей: столица, россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент, Кремль.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства по отношению к своей стране и к родному краю, уважительное отношение к государственным символам России.
Материалы: Карта России, изображение президента РФ, герба и флага, дидактический материал, элементы культуры быта и народного промысла.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Наша Родина – Россия», «Главный город нашей страны»
Ход занятия:
Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо из далекой страны Австралии.
А написал это письмо мальчик по имени Джеймс. (воспитатель открывает письмо)
Вот послушайте что же он пишет.
«Всем привет, меня зовут Джеймс, я живу в Австралии, мне 6 лет и я мечтаю путешествовать по разным странам. Но пока у меня нет такой возможности, поэтому я решил побольше разузнать о странах, в которых мечтаю побывать. Одна из таких стран это Россия. Когда я увидел вашу страну на карте мира, то был очень поражен какая большая страна. Поэтому я решил написать письмо детям из России и попросить вас рассказать мне побольше о вашей замечательной стране. Буду очень рад, если вы мне расскажите про вашу прекрасную страну. Я к вам собираюсь приехать и узнать о России больше!
Рад знакомству, Джеймс Кемерон.»
В. : Вот ребята, такое письмо пришло к нам в садик. Давайте подумаем как же мы можем помочь Джеймсу и как нам рассказать о нашей России так, чтобы ему захотелось приехать к нам и увидеть все своими глазами? (предложения детей)
В. : (если похожего варианта не будет у детей) Ребята, а что если нам сделать книгу для Джеймса про нашу страну?. (оцениваем реакцию детей) Ну тогда давайте подумаем, что мы можем поместить в эту книгу.
Дети предлагают варианты (воспитатель выслушивает предложения детей
Предлагает варианты, какие странички сделать.)
В. : Ребята вы знаете, я готовилась к занятию и подготовила много интересного материала про нашу страну, может нам что – то пригодится?
Вот у меня здесь несколько папок, давайте посмотрим, что нам может пригодиться.
«Символы России» Страница №1
Дети открывают папку и видят в ней символику страны (дать возможность детям узнать их и назвать)
В. (показывает несколько картинок и просит детей выбрать из нескольких гербов других стран наш герб России)
В. : Герб — эмблема государства, конечно свой герб есть у России. Что изображено на гербе России? (Ответы детей)
В: Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство, свободу!
У России величавый на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он –России дух свободный.
Наша страна — самая большая в мире. Ей нет равных по территории. Посмотрите, как широко простёр свои крылья орёл на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток.
Обратите внимание, что в самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея — дракона. Скажите, что означает этот герб в гербе? (Ответы детей)
В: Маленький герб со всадником-змееборцем — герб Москвы, столицы нашего государства.
Москва — сердце России. Она сыграла очень большую роль в истории, и потому по праву эмблема великого города (святой Георгий Победоносец, разящий змея) присутствует на государственном гербе страны.
А теперь вспомни: где ты мог видеть герб России? (ответы детей) На монетах, печатях, вывесках государственных учреждений, на фасаде школы, на официальных документах, знаках военной формы. Молодцы ребята, все правильно!
В. Ну что же, давайте поместим изображение герба в нашу книгу для Джеймса. (дети помогая друг другу вклеивают герб в заготовленную книгу).
В. : Ребята, как думаете, что на флешке? (ответы детей)
Давайте послушаем (Слушают гимн, дети отгадывают).
Гимн — славящая Родину, Отечество, Отчизну торжественная песня. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.
Гимн исполняется в особо важных и памятных случаях. Вероятно, вам приходилось слышать гимн России, когда наши спортсмены побеждали на олимпиаде или других международных соревнованиях? (дети рассказывают)
Мы любим Родину, потому что в России всё для нас своё, родное, всё нам близко и дорого. И это чувство любви к Отчизне, гордости за её державную мощь прекрасно передали авторы гимна — написавший музыку композитор Александр Васильевич Александров и сочинивший слова поэт Сергей Владимирович Михалков.
В. : Ну что же, давайте вклеим слова гимна в нашу книгу (поручить ребенку вклеить в книгу)
Игра «Какое слово не подходит»
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
В. : Ребята, а какой еще символ России вы знаете? (ответы детей)
Конечно это флаг.
Смотрите как много разных флагов есть в этой папке, какой же из них наш.
(дети выбирают нужный флаг из нескольких предложенных)
Молодцы, ребята, вы правильно определили наш флаг. А знаете, что означают цвета?
Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет — это вера, верность, честность, чистое небо. Народ любит свою страну, защищает её.
Красный цвет — цвет силы, означает смелость, отвагу и говорит о том каждый гражданин России готов защищать нашу Родину-Россию.
В. : отлично, первая страница нашей книги почти заполнена, но не хватает одного фрагмента. Как думаете чей портрет нам нужно разместить в центр? (ответы детей)Конечно же фото президента.
Как зовут нашего президента? (ответы детей)
Президент — самый главный человек в нашей стране. Быть президентом — трудная, ответственная работа! Президент дал клятву, верно, служить народу России.
Поручить ребенку вклеить фото президента
В. : Отлично, первая страничка заполнена!
В. : Мы с вами очень хотим помочь Джеймсу, мы дружные ребята и говы дружить и с ребятами из других стран. На физкультминутку выходи! Станцуем танец «Дружба»
Физкультминутка «Березка»
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод,
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).
Разойдемся в круг большой (расходятся,
И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох-выдох,
И садятся птицы (приседают).
А на ветках у тебя иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по
плечам,
«Столица России - Москва» Страница № 2
В : Ну что же отдохнули, можно переходить к следующей странице.
Смотрите – ка в моей папке много фотографий городов нашей страны. А как вы думаете какой город самый главный, может быть кто – то узнает его по фото.
(ответы детей)
В. : правильно ребята, Москва столица нашей Родины
Давайте вклеим фото Москвы и кремля в нашу книгу (поручить ребенку вклеить картинки в книгу)
В. : Москва - это столица нашей Родины России.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башня Кремля,
Москва – это сердце России,
которое любит тебя!
В Москве расположена главная площадь страны - Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются самые главные и важные решения для нашей страны.
В. : Давайте, ребята, вклеим фото города Москвы в нашу книгу.
«Народные промыслы» страница №3
В: Ребята вы уже знаете, что наша страна богата мастерами, мы с вами изучали многие виды росписи и народных игрушек.
Давайте добавим в нашу книгу иллюстрации народных промыслов наших русских мастеров.
Отгадайте загадки:
Это роспись просто чудо, голубая вся посуда
Роспись с синим завитком, манит русским васильком… (гжель)
Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок на плошке (хохлома)
Разноцветные подружки, любят прятаться друг в дружке… (матрёшка)
В. : Ребята, где же Родина нашей матрёшки (в России) Правильно ребята, матрешка это тоже символ России.
Ребята, какие вы молодцы!
Береста – это и есть березовая кора - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления бытовых вещей, игрушек, украшений, обуви – лапти. Лапти - обувь, плетёная из лыка, бересты или верёвок, которую
носили крестьяне. Заготавливают бересту летом.
Для плетения бересту заготавливают лентами и хранят в теплом помещении. При хороших условиях береста может храниться годами.
У бересты есть полезные свойства. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится. Охотники и рыбаки – шалаши.
Изготавливали из бересты: украшения, корзинки, посуду, обувь - лапти и и т. д.
Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России. Так же изделие из дерева.
Ды мковская игрушка — русская народная игрушка.
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.
Вначале были свистульки., после стали делать игрушки.
Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.
Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…
Давайте посмотрим что есть в моей папке (показываем детям насколько картинок)
В. : Замечательно, ребята, сколько же умельцев в нашей стране. Давайте вклеим в нашу книгу картинки с изображением народных промыслов)
«Русская природа» страница № 4
В. : Ну и конечно же наша природа.
Игра «Назови ласково»
(образование существительных в уменьшительно — ласкательной форме)
Лес — лесок, ручей — ручеёк, город — городок…
(дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, дорога, завод, дом, салют, флаг).
Когда мы говорим о родине, то сразу в памяти всплывают белоствольные березки, белые ромашки, бескрайние поля. Таких просторов нет ни в одной стране мира. Березовые рощи с вечерним пением соловья, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими над ними разноцветными бабочками. Невероятно красивая природа России воспевается воодушевленными ею поэтами.
Истинным символом России по праву считается белоствольная береза, которая в некоторых смешанных лесах образует целые рощи. Это очень красивое и необычное дерево своей оригинальной расцветкой. Березовая береста служит дереву идеальной защитой от зимних морозов, излишней влаги, а также от вредных микроорганизмов. Весенняя березка способна сквозь толщу коры источать полезный витаминный напиток - березовый сок, который люди научились собирать.
В. : Давайте, ребята вклеим в нашу книгу картинки с природой нашей Родины, чтобы Джеймс увидел всю красоту России.
Рефлексия.
В. : Ребята, так какие вы символы России можете назвать? (Ответы детей)
Столица России? (Ответы детей) О каких народных промыслах мы сегодня говорили (ответы детей). Что нового узнали на занятии? (Ответы детей) Скажите у нас получилось собрать для Джеймса Кемерона нужную информацию про нашу страну? (Ответы Детей)
Вы большие Молодцы ребята!
(Хоровод) Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»