Ксения Павлова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чувашия — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование первичных представлений о малой родине.
Задачи:
- уточнить название республики, столицы, города;
- закрепить знания о флаге, гербе и гимне Республики Чувашия;
- формировать элементарное представление о чувашском народе.
Предварительная работа:
- беседы о Республике Чувашии, о городе Чебоксары;
- рассматривание иллюстраций с видом Республики Чувашия;
- дидактическая игра «Путешествие по Республике Чувашия».
Ход занятия
Организационный момент.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Чувашия — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, поздоровайтесь с ними!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь на чувашском языке.
Дети: Сывлах сунатпар!
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь!
Воспитатель: К нам сегодня пришла в гости кукла Илемби. Ребята, скажите пожалуйста, во что она одета?
Дети: В национальный костюм.
Воспитатель: Посмотрев на костюм, мы можем сказать, какой она национальности?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто же она?
Дети: Чувашка.
Воспитатель: Правильно. А мы с вами какой национальности?
Дети: Мы – чуваши.
Воспитатель: Молодцы. Кукла Илемби хочет с нами отправиться в путешествие по Чувашии. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Но, чтобы начать, нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова.
1,2,3
Путешествие начнись.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с нашей малой родиной Чувашией.
Воспитатель: Ребята, почему республика называется Чувашская?
Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши.
Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию, какая она?
Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.
Воспитатель: Правильно! А как называется столица, главный город Республики Чувашии?
Дети: Чебоксары.
Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город. Он находится на берегу великой и могучей реки Волги. В нем много улиц, проспектов, площадей. Он живет сложной, шумной жизнью.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, все государства имеют свои государственные символы. У Чувашской Республики они тоже есть. Какие вы знаете?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Ребята, кукла Илемби хочет, чтобы мы послушали гимн Чувашской Республики. Как нужно слушать гимн?
Дети: Гимн надо слушать стоя.
Воспитатель: Сейчас мы послушаем гимн Республики Чувашия. (Прослушивание отрывка из гимна. Дети слушают стоя).
Воспитатель: Присаживайтесь.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета государственного флага – желтый и красный основные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет – означает самое прекрасное и светлое. Красный цвет (херле) – один из самых распространенных цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента, обозначает – достоинство, могущество, сила. Верхнее желтое поле, обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле, обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.
А теперь предлагаю посмотреть задание от нашей куклы Илемби. Она хочет с вами поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». Но прежде чем приступить к игре, мы поработаем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую!»
Дидактическая игра «Собери флаг Чувашии».
(У каждого ребенка наборы из разрезных бумаг, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии).
Воспитатель: А это, ребята, герб Чувашии. Состоит «Древо жизни», мы уже с вами говорили об этом и восьмиугольная звезда – это образ солнца, которая дарит людям жизнь. Главная часть герба – щит, означает чувашское народное понятие «Были. Есть. Будем». Вокруг гербового щита нарисовано ветви хмеля, ведь хмель - ведущая культура сельского хозяйства Чувашии.
Воспитатель: Теперь давайте посмотрим следующее задание от Илемби. «Разбойники разобрали герб Чувашии. Помогите, пожалуйста, восстановить его».
Воспитатель: Готовы приступить?
Дети: Да.
Дидактическая игра «Восстанови герб»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам передохнуть.
Физкульминутка «По Чебоксару мы идем».
«По Чебоксару мы идем, (маршируем)
Звонко песенку поем.
Город очень большой, (руки в стороны)
Он уютный и живой. (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет. (руками показываем фонарики)
Город улыбается, (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится». (знак кистями рук)
Воспитатель: Ребята, а ведь в Чувашии у нас не только город Чебоксары есть.
Воспитатель: Какие города вы еще знаете?
Воспитатель: Посмотрите, это – карта Чувашии. У нас в Республике 9 городов. Давайте узнаем про них.
1. Ядрин малый город чуваши, девятый по величине.
2. Восьмой по величине город Чувашии - Мариинский Посад.
3. Седьмой по величине город Чувашии – это город Козловка.
4. Шестой по величине город Чувашии – Цивильск.
5. Пятый по величине город Чувашии – Шумерля.
6. А вот самым отдалённым городом от центра республики является город Алатырь. Он – четвёртый по величине город Чувашии.
7. Канаш. Это третий по величине город Чувашии.
8. Самый молодой город в республике, расположился рядом с Чебоксарами – это Новочебоксарск, второй по величине город Чувашии.
9. Самый крупный город Чувашской Республики, столица Чувашской Республики – Чебоксары (Шупашкар).
Воспитатель: Все они отличаются друг от друга, но расположены именно в Чувашии.
Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть задание от Илемби.
«Чтобы не заблудиться в Чувашии, вы должны научиться читать карту. Благодаря этому, вы сможете посмотреть, где находятся города Чувашии и какую величину они имеют».
Игра «Собери города».
(Дети имеют фишки разной величины и цвета. Они должны поместить их в круги на карте.)
III заключительная часть.
Воспитатель: А теперь нам пришло время вернуться назад в группу. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова:
1,2,3,4,5,
В группу мы пришли опять.
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы узнали на занятии?
Воспитатель: Какие государственные символы вы запомнили?
Воспитатель: Ребята, кукле Илемби понравилось у нас на занятии, но ей нужно собираться домой. Давайте скажем ей до свидания, на чувашском.
Дети: Сыва пулар.
Воспитатель: Ребята, вы все хорошо поработали на занятии. Давайте скажем гостям «До свидания».
Список использованной литературы:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. – М. : Мозаика. – Синтез, 2017г.
2. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.
3. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской вышивки». – Л. : Аврора, 1977.
4. Программа воспитания ребенка дошкольника под руководством О. В. Драгуновой. – Ч. : Чувашское кн. изд-во, 1995г.
5. Чувашское народное искусство, Чебоксары, 1981г.