Ольга Александрова
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как мы спасали Машеньку»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид НОД: Ознакомление с миром природы, ФЭМП
Тип НОД: традиционное с элементами развивающего.
Цель: уточнение и закрепление знания детьми некоторых птиц и зверей родного края, геометрических фигур, уточнение и закрепление умений и навыков в счете, сравнении предметов.
Задачи:
1) Воспитательная: воспитывать самостоятельность, интерес к деятельности, наблюдательность и любознательность, умение работать дружно.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Как мы спасали Машеньку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
2) Развивающая : развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук - умение сочетать речь с движениями, логическое мышление.
3) Образовательная: уточнить и закрепить умение узнавать и называть птиц, живущих на Урале. Упражнять в умении отгадывать загадки о лесных животных. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, отвечать на вопросы полным ответом. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры (круг; квадрат; треугольник, прямоугольник, в умении находить нужную по трем свойствам (по цвету, форме и величине); упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 5, сравнении предметов по длине, ориентировке в пространстве относительно себя.
Методы воспитания и обучения: пояснение, показ, похвала, художественное слово, сравнение, анализ, сюрпризный момент, игровая ситуация, дидактическая игра, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.
Принципы воспитания и обучения:
- традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности;
- развивающего обучения : принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности);
- гуманизации: диалогизация, проблематизация, индивидуализация.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; активно используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Оборудование: воздушный шарик; письмо; ширма; изображение елки; иллюстрации птиц; игрушки лесных животных и Лесовичка; аудиозапись Сороки и Лесовичка; набор блоков Дьенеша; карточки с символами формы, цвета и размера к блокам; муляж избы Бабы Яги с замком на двери; игрушка Машенька; конфеты по количеству детей.
План:
1. Организационный момент
2. Мотивационно целевой
3. Закрепление знаний
4. Подведение итогов занятия
Ход занятия:
Восп. : Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, дружно «Здравствуйте!» мы скажем, как занимаемся покажем (дети проходят в группу и встают полукругом).
Восп. : Посмотрите, что это? (из-за ширмы поднимается воздушный шарик с письмом).
Дети: Воздушный шарик.
Восп. : Воздушный шарик не простой, письмо для нас принес с собой! Интересно, от кого оно? Как вы думаете, ребята?
Дети: Это письмо от Медведя из сказки «Маша и Медведь».
Восп. : Правильно! А хотите узнать, что нам написал Медведь?
Дети: Да!
Восп. : «Здравствуйте, ребята! У меня в волшебном лесу беда: Баба Яга мою Машеньку в избушку свою унесла! Слышал я, что вы добрые, смелые и сможете найти и спасти Машеньку». Ребята, согласны отправиться в волшебный лес и помочь Медведю?
Дети: Да!
Восп. : Давайте выполним зрительную гимнастику, но сегодня она будет волшебная и перенесет нас в волшебный лес:
Глаза широко открываем,
Быстро-быстро ими моргаем,
Смотрим вправо, смотрим влево,
Круг рисуем мы умело,
Глазки все мы закрываем:
Отдыхаем, до 5 считаем:
1, 2, 3, 4, 5,
Глазки открываем – в сказочный лес попадаем!
Восп. : Вот мы и очутились в волшебном лесу! Кто же нас здесь встречает?
Дети: Сорока!
Восп. : Здравствуй, сорока! Ты не знаешь, где живет Баба Яга?
Сорока (аудиозапись) : Знаю, знаю! Но сперва, вы послушайте меня: С птицами играю в прятки, но никак их не найду! Помогите мне, ребятки, а я дорогу подскажу!
Восп. : Ну что, ребята, сможем на елке найти и назвать всех птиц?
Дети: Да!
Восп. : Стих про птиц мы прочтем и пальчики свои разомнем, еще лучше думать начнем!
Мы пойдем по лесам -
Много птиц встретим там.
Все летают,
Поют,
Радость всем нам несут.
Восп. : Кто птицу узнает, тот руку поднимает!
Дети узнают по частям тела птиц, спрятавшихся за ветвями елки, называют птиц и где они спрятались: - Я вижу синицу, она сидит наверху справа.
Восп. : Сорока, мы всех птиц помогли тебе найти, подскажи нам, куда дальше идти!
Сорока (аудиозапись) : Куда идти вы узнаете, когда загадку отгадаете:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Дети: Зайчик!
Восп. : Правильно! Зайца глазками найдем и к нему мы подойдем! (Дети находят игрушку зайца и подходят к нему).
Восп. : Здравствуй, зайка! Подскажи, как к избе Бабы Яги нам пройти?
Восп. (от имени зайца) : Куда идти вы узнаете, если с моими друзьями поиграете в интересную игру «Что изменилось?».
Восп. : Зайчик, а мы знаем эту игру! Ребята, согласны поиграть с зайцем и его друзьями?
Дети: Да!
Восп. : А где же твои друзья?
Восп. (от имени зайца) : Отгадаете загадки – позовете их, ребятки!
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (мышка)
Дети отгадывают загадки о лесных животных.
Восп. : Молодцы! Загадки мы отгадали и всех зверей узнали! Ребята, по порядку их посчитаем, кто какой по счету стоит узнаем!
Дети: Заяц – первый, медведь – второй, еж – третий, лиса – четвертая, мышка – пятая.
Восп. : А сейчас глазки закрываем и до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5; пора глазки открывать, что изменилось сказать! (Во время проговаривания слов игры воспитатель меняет местами 2 зверей). Если хочешь отвечать, нужно руку поднять! (Игра проводится 2-3 раза).
Дети проговаривают слова игры с закрытыми словами, затем обозначают словами, какие звери поменялись местами: медведь был второй, а стал пятым; мышка была пятая, а стала второй.
Восп. : Молодцы, ребята! Вы были внимательными, не запутали вас зверята! А давайте отдохнем, физминутку с зайчиком проведем!
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышли зайцы погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будут ушками играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любят зайцы поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хотят лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будут головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
В путь отправляемся опять. (ходьба на месте)
Восп. : Ну, зайчишка, помоги, куда идти нам подскажи!
Восп. (от имени зайца) : Лесовичка за пенечком найдите, он вам и подскажет путь.
Восп. : Ребята, посмотрите, пенечек глазками найдите и к нему вы подойдите.
Восп. : (Достает Лесовичка из-за пенечка) Здравствуй, Лесовичок. Подскажи, как избу Бабы Яги найти и Машеньку спасти.
Лесовичок (аудиозапись) : Я, конечно, вам скажу, если вы мне поможете. Украшал свою полянку я цветами спозаранку, а тут на ступе Баба Яга пролетала, все лепестки мне разбросала. Помогите мне, ребятки, снова собрать цветы.
Восп. : Поможем Лесовичку?
Дети: Да!
Восп. : Хорошо! Серцевинки вы возьмите и на них вы посмотрите, на каждой есть круги. Миша, сколько кругов на твоей серцевинке?
Миша: Четыре.
Восп. : А у тебя, Ира?
Ира: Пять.
Восп. : Возьмите столько лепестков, сколько на серцевинке кругов и выложете цветы на полянке. Дети выполняют задание.
Лесовичок (аудиозапись) : Вот спасибо, ребята! Какая красивая полянка получилась! За это я вам помогу. Баба Яга улетела по делам, а Машеньку закрыла в своей избушке. Свои ключи спрятала в этом сундучке. Вы подсказки мои возьмите и нужные ключи отыщите.
Восп. : (раздает детям карточки с символами свойств блоков) Ребята, внимательно рассмотрите подсказки. Соня, какой ключ ты будешь искать?
Соня: Я буду искать прямоугольник синий большой.
Восп. : Вика, а ты какой ключ будешь искать?
Вика: Я буду искать круг красный большой.
Восп. : Подойдите к сундучку и найдите свои ключи.
Восп. : Спасибо, Лесовичок, за ключи. Подскажи, как к избушке бабы Яги пройти?
Лесовичок (аудиозапись) : Чтоб избушку Бабы Яги найти, вам нужно по длинной тропинке идти.
Восп. : Ульяна, сравни эти тропинки по длине.
Ульяна: Зеленая тропинка длинная, голубая – короткая.
Восп. : По какой тропинке, Катя, нам нужно идти?
Катя: По длинной зеленой тропинке. Дети идут по тропинке и подходят к избушке.
Восп. : А вот и избушка Бабы Яги. Посмотрите, замок висит на двери. Вставьте-ка свои ключи.
Воспитатель открывает замок и достает Машеньку.
Восп. : Здравствуй, Машенька, мы очень рады, что нашли тебя и хотим пригласить тебя в наш детский сад погостить и поиграть. Ты согласна?
Восп. (от имени Машеньки) : Да!
Восп. : Давайте выполним зрительную гимнастику и вернемся в детский сад:
Глаза широко их открываем,
Быстро-быстро ими моргаем,
Смотрим вправо, смотрим влево,
Круг рисуем мы умело,
Глазки все мы закрываем:
Отдыхаем, до 5 считаем:
1, 2, 3, 4, 5,
Глазки открываем – в детский сад мы попадаем!
Восп. : Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? А какое-нибудь задание показалось трудным? Ответы детей.
Восп. : Машенька, мы с ребятами очень рады, что ты у нас в гостях и сегодня хотим тебя научить играть в игру, которая помогла нам тебя найти, «Что изменилось?».
Восп. : Ребята, а Машенька говорит вам «Спасибо» и угощает ее любимыми конфетами.