Ишбердина Гульназ
Конспект по познавательному развитию НОД в средней группе «Осень, осень, в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.
Задачи:
Образовательные: учить и закреплять приметы и признаки осени, названия осенних месяцев.
Развивающие : развивать положительные эмоции, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.
Демонстрационный материал: картины по теме «Осень».
Публикация «Конспект по познавательному развитию НОД в средней группе „Осень, осень, в гости просим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).
Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу.
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки об осени :
***
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Дети: осень.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети: сентябрь
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим :
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
Дети: октябрь
***
Поле чё рно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Дети: ноябрь
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
Дети: листопад
Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали. Предлагаю поиграть в игру «Листопад»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Дети выполняют движения с осенними листочками в руках : кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.
Воспитатель: Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?
(ответы детей)
Проводится игровое упражнение «Какой листик?»
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;
Если лист березы, то он … - березовый;
Если лист клена, то он … - кленовый;
Если лист липы, то он …- липовый;
Если лист ореха, то он … - ореховый;
Если лист рябины, то он … - рябиновый;
Воспитатель: Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие – нибудь признаки осени? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень?
(ответы детей)
Приметы и признаки осени
Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.
В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.
Дни становятся короче, ночи – длиннее.
Осенью улетают в теплые края птицы.
Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.
Облака редкие - будет ясно и холодно.
Облака идут низко - к дождю и холоду.
Осень ненастная - весна дождливая.
Воспитатель: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.
Физкультминутка «Тучи дождевые»
Приплыли тучи дождевые. Шагают на месте.
Лей, дождь, лей! Хлопают в ладоши.
Дождинки пляшут, как живые. Шагают на месте.
Пей, рожь, пей! Прыгают на месте.
И рожь, склоняясь к земле зеленой, Шагают на месте.
Пьет, пьет, пьет! Хлопают в ладоши.
А дождь, такой неугомонный Шагают на месте.
Льет, льет, льет! Прыгают на месте.
Воспитатель: Ребята, послушайте, какие стихотворения написали поэты об осени, какими красивыми словами они ее описывают:
Миновало лето,
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
А. Плещеев.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
К. Бальмонт.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
А. Майков
Воспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?
Игра «Скажи ласково»
Дождь – дождик,
Солнце – солнышко,
Птица – птичка,
Лист – листик,
Ветер – ветерок,
Гриб – грибок,
Туча – тучка,
Цветок – цветочек.
Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.
Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их). Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.
Игра «Собери картинку».
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием. Собрали осеннюю картину. Мы ее оставим в группе и вечером расскажем и покажем родителям, что нового мы сегодня узнали на занятии. Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?
(ответы детей)
Рефлексия.
Дети наблюдают из окошка за осенней погодой, описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени.