Светлана Шалдина
Конспект ИОС по познавательному развитию «Жидкости. Растворы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад №2 «Колокольчик»
Воспитатель: 1 квалификационной категории С. Н. Шалдина
Конспект по познавательному развитию ИОС «Жидкости. Растворы».
06.02.2018г. подготовительная группа
Цель: развивать познавательную активность, любознательность в процесс опытов, экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ИОС по познавательному развитию „Жидкости, Растворы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
•Научить ь детей проводить элементарные опыты с жидкими и сыпучими материалами.
•Дать детям представление о смешивании жидких и сыпучих материалах (веществах)
•Показать результаты проделанных опытов.
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Развивающие :
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Развитие свободного общения детей друг с другом и педагогом.
• Развивать детскую инициативу, самостоятельность.
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитательные:
•Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
• Создать у детей радостное настроение.
Методы и приемы:
• практический – экспериментирование,
• мнемотехника – работа по опорным карточкам,
• словесный – беседа.
Материал и оборудование для опытов:
На каждого ребё нка: тарелка для каждого опыта, 3 емкости, 3 ложки, набор для опытно-экспериментальной деятельности (растительное масло, вода, мука, сахар, тарелка, молоко, пищевой краситель, ватные палочки, средство для мытья).
Ход деятельности. (начинается в раздевалке)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята Мы вчера познакомились с Вами! Я, очень рада видеть Вас снова, в это солнечное, доброе, зимнее утро!
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Молодцы, какие у вас красивые улыбки, а какие яркие и добрые глаза. Ребята, совсем недавно я побывала в лаборатории у знаменитого профессора «Чудакова». Он вам знаком? А, он герой какого мультфильма?
Дети: (ответы) Да, он герой мультфильма «Фиксики»
- Верно, сколько у него там всего интересного, как там всего много; различные жидкости, растворы, какие то камни, шарики на палочках – наверное молекулы. А сколько интересных опытов и превращений он мне показал. А, вы хотите оказаться в его лаборатории и поэкспериментировать, провести различные опыты?
Дети: (ответы) Да, очень хотим.
Воспитатель: Повторяйте за мной:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Хотим в лабораторию попасть.
Покружились и остановились,
В лаборатории мы очутились»
Воспитатель: (открываю дверь в группу) ребята проходите за мной, смотрите мы попали в его лабораторию. Ой, как здесь интересно! Всего так много! А, кто из вас знает, что такое лаборатория? А, как вы думаете, что там проводят?
Дети: (ответы) Место, где проводят опыты, исследования, узнают что-то новое и т. д.
Воспитатель: Верно. В лаборатории проводят много исследований и опытов из различных материалов, а для безопасности работы в лаборатории, необходимо одеть специальную, защитную одежду. (шепотом) Я, вам приготовила её заранее. Одеваемся? Не слышу, одеваемся?
Дети: (ответы) Да!
Воспитатель: Фартук, шапочка. Кому нужна помощь, подходите ко мне, помогайте друг другу. Молодцы, как хорошо вы друг другу помогаете. Витя помоги Егору…Ребята вы мне разрешите быть сегодня старшим лаборантом, а вы будете моими помощниками, согласны.
Дети: (ответы) Да!
Воспитатель: Прежде чем работать в лаборатории нужно вспомнить правила поведения в ней. Какие вы знаете?
Дети: (ответы) - слушать внимательно инструкцию, - четко выполнять указания, -быть наблюдательными, -аккуратно работать с приборами, - после проведения опытов мыть руки.
Воспитатель: Молодцы. А, самое главное необходимо соблюдать правила безопасного поведения.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнать,
Что ж, ребята, пора начать!
Дети: (ответы) Да!
Воспитатель: Занимайте места за лабораторными столами. Ребята, посмотрите, сколько здесь всего интересного. Что вы видите? А ты, что видишь у себя на столе? А как ты думаешь, что здесь? А это что?
Дети: (ответы) Стаканчики, различные жидкости какие то кусочки, комочки в баночках и колбочках.
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами поэкспериментируем, а в результате наших исследований, опытов узнаем, цель - какие материалы смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Вы согласны?
Дети: (ответы) Да!
Опыт № 1.
Воспитатель: Ну, что приступим! Для проведения первого опыта нам понадобится вода и растительное масло (показываю). Ребята скажите, а растительное масло – это жидкость или сыпучий материал?
Дети: (ответы) Жидкость.
Воспитатель: Верно, растительное масло – это жидкость. Налейте воды в стаканчик №1 до мерки и масла в эту же емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? Ещё раз попробуйте перемешать.
Дети: (ответы) Как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет детей) Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Ка называется такая жидкость?
Дети: (ответы)-Эмульсия
Опыт №2.
Воспитатель: Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: (ответы) Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите стакан №2 налейте в него воды до мерки и добавьте из колбы муки. Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой? Жидкость, какая прозрачная или нет? Потрогайте двумя пальчиками она липкая?
Дети: (ответы) Все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель: Вы потрогали какая она? Вытираем руки салфеткой. Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую, липкую массу.
Ребята вам нравится проводить опыты? Продолжим работу?
Дети: (ответы) Да!
Опыт №3.
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится вода – наливаем в стакан №3 до мерки и вот эта баночка с какими то комочками. Как вы думаете, что это?
Дети: (ответы) Сахар
Воспитатель: А как называется такой сахар?
Дети: (ответы) Рафинад
Воспитатель: Правильно – рафинад. Теперь один кусочек положите в стакан с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы) Растворяется, тает.
Воспитатель: Положите оставшиеся кусочки сахара, размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: Сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором. Как называется такая смесь?
Дети: (ответы) Раствором.
Физминутка: Солнце (на ковре, ребята подходите ко мне)
Ой, Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки 1, 2. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём 1, 2. (Потягивания — руки в стороны.) Зашагали мы на месте 1,2 Наклонились дружно вместе 1,2
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
(в это время раздается набор для эксперимента с молоком)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах : например на воде, на молоке?
Дети: (ответы) Можно, нельзя
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Нам понадобится: молоко, пищевой красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Опыт № 4.
Подходите к лабораторным столам. У вас на столах появились ваши помощники опорные карточки схемы. Я, знаю, что вы очень любите работать по карточкам, приступайте. (дети работают самостоятельно по карточкам, проверяю работу детей). Что ты делаешь сейчас? А как ты думаешь следующее действие какое? Все дошли до 4 карточки? Вы справились? Дети: (ответы) Да! А что дальше?
Воспитатель: Берём ватную палочку, обмакиваем в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелки. Что вы видите? Смотрите, получается настоящий рисунок. А какие узоры у вас получились? А у тебя? На что похож твой узор?
Дети: (ответы) Краситель начинают быстро двигаться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так получается? А как вы думаете, молоко и краситель движутся или стоят на месте? Подуйте потихоньку на тарелку с молоком. Что происходит?
Дети: (ответы) Молоко и краситель движутся.
Воспитатель: Ребята на молоке рисовать можно или нельзя?
Дети: (ответы) На молоке рисовать можно.
Воспитатель: (дополняет) Правильно. Молоко состоит из молекул жира.
При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению.
Воспитатель: Вы были сегодня настоящими экспериментаторами, справились с не простыми опытами и экспериментами. Вам понравилось работать в лаборатории? Какой опыт вам понравился больше всего? А тебе Оля? Почему тебе понравился опыт с молоком?
Дети: (ответы) Мне больше всего понравился опыт с молоко, так, как на молоке можно рисовать, а мне понравился опыт с сахаром – он растворяется, а я узнал, что масло с водой не смешивается и называется это эмульсией.
Воспитатель: Нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Я попрошу вас снять защитную одежду. Давайте её мне, кому нужна помощь подходите. Сейчас мы вымоем с вами руки. (после мытья рук)
Ребята я жду вас, подходите. Закрываем глаза и повторяем за мной: «Раз, два, три, четыре, пять,
Хотим в садик мы попасть
Покружились и остановились
И в саду мы очутились» (попадаем в детский сад)
Воспитатель: Посмотрите, вот мы и оказались с вами в нашем детском саду. Игрушки соскучились и хотят с вами поиграть.
Используемые интернет - ресурсы:
1.https://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-nikolaevna-videneva/konspekt-nod-po-opytno-isledovatelskoi-dejatelnosti-doshkolnikov-tema-zhidkosti-rastvory.html
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-opytno-isledovatelskoi-dejatelnosti-tema-zhidkosti-rastvory.html