Елена Ходырева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Перелетные и зимующие птицы»
(Подготовила Ходырева Е. А.)
Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о зимующих и перелетных птицах, об условиях их обитания.
Задачи:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать интерес о мире животных, желание наблюдать за птицами и помогать им.
2. Познакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»;
3. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности.
Развивающие :
1. Развивать мышление, речь, самостоятельность.
2. Физическое развитие.
3. Художественно- эстетическое развитие.
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулки.
2. Чтение стихов, рассказов о птицах (русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница»).
3. Рассматривание предметных картинок различных птиц.
Материалы НОД:
• Музыкальное сопровождение
• Картинки с изображениями птиц
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте гости. Мы рады видеть Вас сегодня у нас в гостях, на нашем занятии. В нашей группе зародилась традиция проявлять заботу о птицах. Птицы украшают Землю, их веселая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Птицам не легко переносить зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им добывать корм. Ребята, давайте вспомним, как мы заботились о птицах, когда наступала зима?
Дети: (Вешали кормушки, подкармливали).
Дети читают стихи:
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Настя З. О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их по больше стало.
Кирилл: Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших пернатых.
Ксюша: Съедят деревья и плоды личинки насекомых
И поредеют все сады без наших птиц знакомых!
Задание № 1 «Четвертый лишний»
1. Три из перечисленных здесь птиц- зимующие, а одна – перелетная. Найдите её? (Грач, дятел, синица, снегирь)
2. Три птицы дикие, одна домашняя. Укажи её? (воробей, голубь, синица, петух).
3. Одна из этих птиц не хищная. Какая? (ястреб, гриф, сокол, воробей)
4. Три домашних, одна дикая. Какая? (индюк, гусь, петух, сова)
5. Одна водоплавающая. Какая? (утка, дятел, воробей, петух)
6. Одна ночная. Какая? (сова, кукушка, дятел, клест)
Это все очень интересно, а знаете вы, что (познавательная минутка для взрослых) :
1 ребенок: Домовой воробей переваривает зерно за 3-4 часа, жука за 1 час, гусеницу за 15 минут.
2 ребенок: Стриж больше всего времени проводит в воздухе. На лету он ест, пьет и даже спит.
3 ребенок: Снегири летом не улетают на север, а лишь перемещаются из города в хвойный лес на гнездование, а осенью снова прилетают ближе к человеку, где им легче найти пищу.
Задание № 2 «Будь внимателен, в чем ошибка?»
1. Прилетели птицы : Вороны и синицы, голуби и спицы
2. Прилетели птицы : Вороны и синицы, галки и стрижи, кукушки и шары
3. Прилетели птицы : Вороны и синицы, голуби, чижи, сойки и стрижи, чайки, пеликаны, чайники, тюльпаны
Задание № 3 «Кто я?»
(дети друг другу загадывают словесное описание птицы)
1. У него красивый хвост, ходит важно, на ногах шпоры. (Петух)
2. У меня красивые перышки, в клетке я люблю сидеть и сам с собою разговаривать (попугай)
3. Синяя головка, темненькая спинка, жёлтый животик (синица)
4. Черный хвостик, алый животик, похож на яблочко (снегирь)
5. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум (сорока)
Подвижная игра «Птички в гнездышке»
(найди свое гнездо, обручи)
- Синицы- красный обруч
- Снегири- голубой обруч
- Зяблик- желтый обруч
Задание № 4 «Загадки»
1. Он живет на крыше дома, длинноногий, длинноносый, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту? (аист)
2. Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.
Видишь- кружат двадцать пар
И кричат- каррр! каррр! (ворона)
3. Всю ночь летает- мышей добывает,
А станет светло- спать полетит в дупло (сова)
4. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист: Здорово, Дрозд, приятель!
Ставит подпись…. (дятел)
5. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался в ширь
До чего красив…. (снегирь)
6. В лесу на ветке на сидит,
Одно КУ- КУ она твердит (кукушка)
Задание № 5 Дидактическая игра
«Зимующие и перелетные птицы»
На столе расположены птицы : снегирь, скворец, синица, воробей, ласточка, соловей, дятел и сорока. Задача детей : расположить перелетных птиц в круге с солнышком, а зимующих в круге со снежинкой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для того чтобы птицы смогли пережить зиму, под их перьями пух становиться гуще, крепнет клюв, для то, чтобы птицы смогли доставать насекомых в коре деревьев и щелях домов. А какие птицы улетели первыми?
Дети: Перелетные, потому что питались насекомыми, а насекомые спрятались. Сейчас давайте посмотрим, чем питаются зимующие птицы.
Заключительно- продуктивная часть:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому зимовать трудней, зимующим птицам или перелетным?
Дети: Зимующим
Воспитатель: А почему вы решили?
Дети: Холодно, суровая зима, сложно добыть корм!
Воспитатель: Ребята, а нужна ли помощь зимующим птицам?
Дети: Да!
Воспитатель: Какую помощь?
Дети: Нужно делать кормушки и периодически насыпать корм.
Воспитатель: Ребята, а вы умеете делать кормушки?
Дети: Нет!
Воспитатель: А вы хотите помочь птицам?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я вас сейчас научу, как сделать кормушку. Для этого я приготовила заготовки:
Ход занятия:
1. Вырезаем из цветного картона большой круг
2. В середину большого круга наклеиваем круг из картона
3. Края большого круга сгибаем, придавая форму тарелочки, а в центр тарелочки приклеиваем желтый круг.
4. Два шнурка продеваем через готовые дырочки и завязываем узелки.
На столе расположен клейстер и корм для птиц (пшено, рис, крошки, семечки, лук, печенье, конфеты морковь). Дети выбирают любой корм и раскладывают в свои кормушки.
Итог:
1. Чем мы занимались? (ответы детей)
2. Что понравилось вам? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, мы не дадим погибнуть зимующим птицам и будем их подкармливать. А весной все вместе будем встречать перелетных птиц!