Мохова Анастасия
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с историей возникновения бумаги;
-Способствовать развитию познавательного интереса в процессе совместной
исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Развивающие:
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду.);
-Развивать словесно – логическое мышление
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
Оборудование и материал:ИКТ, листы бумаги: картон, альбомный лист, тетрадный лист, бумажная салфетка, вода, спички, карандаши.
Ход занятия:
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель :Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это? Вы догадаетесь сами,отгадав загадки:
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? (Бумага)
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).
Я белая как снег, дружу с карандашом
Где он пройдет - там след кладёт. (БУМАГА).
-Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? (ответы детей:газета, журнал, книги, фотографии)
-Да, с бумагой мы встречаемся постоянно, на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газеты, журналы, делаем поделки из бумаги, рисуем.
-А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать.
Я предлагаю вам сесть на стульчики и отправиться в прошлое, чтобы узнать историю бумаги и посмотреть на чем же раньше писали.
Презентация
1 слайд: Древние люди вместо бумаги использовали камень, высекали на нем рисунки, знаки. Но камень — неудобный материал для письма, т. к. он твердый, жесткий и тяжелый»
2 слайд: Затем люди придумали глиняные дощечки, на которых царапали буквы и картинки острыми палочками, ,но глина очень хрупкая, из нее нельзя сделать книжку или тетрадь.
3: Потом люди стали писать на бересте, т. е. на берёзовой коре. Писать на бересте удобно, но для книг она тоже не годилась.
4 слайд: И только через много лет люди научились делать бумагу.. В наше время бумагу делают машины. А управляет этими машинами человек. Процесс производства бумаги сложный. Поэтому с бумагой нужно обращаться очень бережно, экономно её расходовать.
Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей).
Воспитатель: Вы назвали много разных предметов из бумаги.
Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы
прочные и надежные. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду (Ответы детей).
Воспитатель: А вот мы сейчас с вами это и проверим: прочная ли бумага?
Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.
Опыты с бумагой
1. Сейчас мы с вами проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? Возьмите ее и помните,легко она смялась? А теперь возьмите картон,попробуйте смять его (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему,как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).
Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.
2. А теперь положите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Что произошло? Она разлетается.
Вывод: бумага лёгкая.
3. А теперь проверим, у кого бумага порвется? Возьмите лист и порвите его. (дети выполняют) Скажите, удалось вам порвать лист? (ответ детей) Легко? Возьмите картон, порвите.
Скажите, что легче было порвать картон или тетрадный лист? (ответ детей)
Вывод: Мы можем сказать, что бумага рвется,но рвется по легкости в зависимости от ее толщины.
4. Ребята перед вами лежат карандаши, проведите им по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.
Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.
5. Для следующего опыта нам понадобится вода.
Оторвите и положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.
Воспитатель: Немножко отдохнем и закрепим свойства и качества бумаги.
Физкультминутка «Изготовление бумаги»
— Откуда появилась бумага? Может она растет на грядке или на дереве?
— Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)
— Где ее делают? (На бумажной фабрике)
Давайте расскажем и покажем, как ее делают.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
Воспитатель: Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали? Бумага мнется, рвется, намокает (показ моделей). Значит бумага материал не прочный? Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
А сейчас поиграем в игру: "Бывает, не бывает".
Если я назову вам предмет, и он относиться к вещам, сделанным из бумаги.
, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал,салфетка,деньги.
Воспитатель: Вы сегодня много узнали о бумаге и ее свойстве. А вы знаете, что с
помощью бумаги можно создавать красивые вещи, даже произведении искусства? Перед вами разные картины, выполненные на бумаге. Поделки. Красочные книги. И все это из бумаги
Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?Какой опыт вам понравился больше всего? Почему? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? (на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).А как надо обращаться с бумагой и книгами? (ответ детей).
Ребята, вы молодцы, активно и с интересом участвовали в экспериментирование с бумагой. Показали хорошие знания, правильно отвечали на поставленные вопросы. Эти знания умело применяйте в повседневной жизни.