Галина Киричкова
«Посиделки в старинной избе». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей о русской избе и предметах быта крестьян.
Задачи:
Обучающие:
• продолжать знакомить детей с жилищем наших предков;
• обобщить и систематизировать представления детей о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.
Развивающие:
• формировать аналитические умения: представлять свой взгляд на решение проблемы, анализировать;
• совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия - вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать;
• развивать социальные умения (умение слушать, поддерживать чужое мнение);
Публикация «„Посиделки в старинной избе“, Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• активизировать в речи слова и выражения: старинная изба, русская печь, предметы быта, ухват, горшки, лапти и т. д. ;
• формировать умение отвечать на вопросы поискового характера и обосновывать свой ответ;
• развивать творческие способности детей при изготовлении коллажа «Русская изба».
Воспитывающие:
• воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры;
• уважительное отношение к человеку труда, старшему поколению.
Предварительная работа: экскурсия в Борисовский краеведческий музей; рассматривание иллюстраций и фотографий о жизни крестьян, о старинных предметах русского быта; разучивание русских народных игр и пословиц.
Формы организации: работа в подгруппах, коллективная деятельность.
Методы и приёмы: наглядный, игровой, практическая деятельность, вопросы к детям, использование ИКТ, активизация словаря.
Материалы и оборудование: куклы Белогор и Белогорочка, презентации «Русская изба» и «Печь в русских народных сказках»; картинки для коллективного коллажа с изображением крестьянской избы.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Ход образовательной деятельности
1. Погружение в ситуацию.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли куклы, что это за куклы? (Это символы Белгородской области – Белогор и Белогорочка).
- В каком районе Белгородской обл. мы живем? (Борисовском).
- Как называется наш поселок? (Наш поселок называется Борисовка).
Воспитатель от лица кукол Белогора и Белогорочки предлагает детям отправиться в необычное путешествие в то время, когда жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки.
Организуется беседа о предметах в русской избе.
На экране слайд с изображением русского быта.
- Что вы видите в русской избе? (печь, стол, лавка).
- Какие предметы быта вам знакомы? (сундук, самовар, лапти, прялка, веретено, горшок).
2. Информационный этап.
Воспитатель рассказывает детям о главном домашнем предмете наших предков – печи.
- Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах (дети смотрят презентацию: «Печь в русских народных сказках» и называют сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Каша из топора» и др.).
Воспитатель рассказывает, что белгородцы в печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусно, питательно. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.
- На печи, самом теплом местечке в избе, обычно спали старики и дети. А еще холодными вечерами в белгородской избе возле печи собиралась молодежь, пели, рассказывали сказки да упражнялись в красноречии.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на слайде, какие предметы быта наших бабушек и дедушек можно увидеть на печи или возле нее. Педагог показывает ухват.
- Как вы думаете, почему он так называется? (Им захватывали горшок).
- Для чего нужна такая длинная ручка-держак у лопаты? (Чтобы не обжечься жаром из печки, когда достаешь пироги).
- Сейчас давайте пройдем с нашими гостями – Белогором и Белогорочкой, в наш мини музей и посмотрим на все эти предметы.
Дети проходят в мини-музей «Русская изба» и называют предметы русского быта.
Ребята пробуют ухватом удержать горшок, поставить его в печку.
3. Проблемный этап. (использование кейс-технологии).
Затем дети возвращаются в группу и сравнивают русскую избу и современную квартиру (с показом презентации).
- Современная квартира похожа на русскую избу? (Нет).
- У нас стоит русская печь на кухне? (Нет).
- На чем сейчас готовят еду? (на газовой или электрической плите).
- Где мы берем воду? (Вода течет из крана).
- Давайте представим, что однажды утром вы проснулись не в своей современной квартире, а в русой избе в далекой деревне.
Стимулирование детских ответов.
- Что нам нужно сделать в первую очередь? (Приготовить еду).
- На чем будем готовить? (В печке).
- Чем печку растопить? (Дровами).
- Где взять дрова? (Сходить в лес, нарубить дров и истопить печь).
- Мы можем купить продукты, есть магазины рядом? (Нет).
- Что делать? (Будем хлеб печь сами).
- Для этого нужно замесить тесто. Где возьмем воду? (В колодце, в ручье, в речке)
- В речке не только брали воду, но еще и полоскали белье.
- Что еще надо для теста? (Мука).
- Муку где мололи? (На мельнице).
- Вот мы замесили тесто и поставили подходить, а молоко где взять на кашу?
(Надо подоить корову).
- Когда тесто подойдет, можно ставить в печь наш хлеб.
- Что еще можно приготовить в печи? (Запечь картошку, репку; испечь блины, сварить щи).
- Где брали овощи крестьяне? (Выращивали на огороде).
- Вот сколько нужно проделать работы, чтобы приготовить обычную крестьянскую еду. После того, как был приготовлен обед, всю еду ставили в печку и закрывали заслонкой, чтобы она не остыла, а сами крестьяне шли в поле работать. Когда вечером возвращались, то еда в чугунках оставалась теплой.
- В праздники никто не работал, наши предки красиво наряжались, веселились и играли.
Хороводная игра «Клубочек».
«Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится, нитка тянется».
Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом, на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» (руки опускаются и расцепляются).
- Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.
Игра «Добавлялки»
Кашу маслом - (не испортишь).
Слышал звон - (да не знаешь где он).
Поспешишь - (людей насмешишь).
Попей чайку - (забудь тоску).
Делу время - (потехе час).
4. Моделирование.
- Ребята, давайте сделаем коллаж «Белгородская изба». Вот перед вами изображение русской избы. Давайте мы разделимся на две группы. Девочки, вместе с Белогорочкой будут наклеивать предметы на печи и возле нее, а мальчики с Белогором предметы быта в избе.
Дети делятся на две подгруппы, подбирают необходимые предметы и наклеивают на лист бумаги с изображением внутреннего убранства русской избы.
5. Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям рассказать Белогору и Белогорочке о своих впечатлениях от путешествия. какие предметы избы видели, можно ли встретить какие-то из них в быту сегодня, какая роль в жизни белгородского крестьянина принадлежала печке.
- Ребята, вам сегодня понравилось играть? Ваня, что тебе понравилось? Андрей,
что тебе запомнилось? Арина, ты узнала что-то новое для себя? Таня, кому ты
расскажешь о том, что узнала сегодня?
Дети угощаются пирожками из печи.
Белогор и Белогорочка прощаются: «Спасибо большое, друзья, за вашу работу, вы старались, нам было очень приятно общаться с вами. До свидания!».