Папки-передвижки

«Посиделки в старинной избе». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Галина Киричкова
«Посиделки в старинной избе». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать представления детей о русской избе и предметах быта крестьян.

Задачи:

Обучающие:

• продолжать знакомить детей с жилищем наших предков;

• обобщить и систематизировать представления детей о предметах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.

Развивающие:

• формировать аналитические умения: представлять свой взгляд на решение проблемы, анализировать;

• совершенствовать навыки коммуникативного взаимодействия - вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать;

• развивать социальные умения (умение слушать, поддерживать чужое мнение);

Публикация «„Посиделки в старинной избе“, Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» размещена в разделах

• активизировать в речи слова и выражения: старинная изба, русская печь, предметы быта, ухват, горшки, лапти и т. д. ;

• формировать умение отвечать на вопросы поискового характера и обосновывать свой ответ;

• развивать творческие способности детей при изготовлении коллажа «Русская изба».

Воспитывающие:

• воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры;

• уважительное отношение к человеку труда, старшему поколению.

Предварительная работа: экскурсия в Борисовский краеведческий музей; рассматривание иллюстраций и фотографий о жизни крестьян, о старинных предметах русского быта; разучивание русских народных игр и пословиц.

Формы организации: работа в подгруппах, коллективная деятельность.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, практическая деятельность, вопросы к детям, использование ИКТ, активизация словаря.

Материалы и оборудование: куклы Белогор и Белогорочка, презентации «Русская изба» и «Печь в русских народных сказках»; картинки для коллективного коллажа с изображением крестьянской избы.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Ход образовательной деятельности

1. Погружение в ситуацию.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли куклы, что это за куклы? (Это символы Белгородской области – Белогор и Белогорочка).

- В каком районе Белгородской обл. мы живем? (Борисовском).

- Как называется наш поселок? (Наш поселок называется Борисовка).

Воспитатель от лица кукол Белогора и Белогорочки предлагает детям отправиться в необычное путешествие в то время, когда жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки.

Организуется беседа о предметах в русской избе.

На экране слайд с изображением русского быта.

- Что вы видите в русской избе? (печь, стол, лавка).

- Какие предметы быта вам знакомы? (сундук, самовар, лапти, прялка, веретено, горшок).

2. Информационный этап.

Воспитатель рассказывает детям о главном домашнем предмете наших предков – печи.

- Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах (дети смотрят презентацию: «Печь в русских народных сказках» и называют сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Каша из топора» и др.).

Воспитатель рассказывает, что белгородцы в печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусно, питательно. Кроме того, в печи сушили грибы, ягоды, рыбу.

- На печи, самом теплом местечке в избе, обычно спали старики и дети. А еще холодными вечерами в белгородской избе возле печи собиралась молодежь, пели, рассказывали сказки да упражнялись в красноречии.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на слайде, какие предметы быта наших бабушек и дедушек можно увидеть на печи или возле нее. Педагог показывает ухват.

- Как вы думаете, почему он так называется? (Им захватывали горшок).

- Для чего нужна такая длинная ручка-держак у лопаты? (Чтобы не обжечься жаром из печки, когда достаешь пироги).

- Сейчас давайте пройдем с нашими гостями – Белогором и Белогорочкой, в наш мини музей и посмотрим на все эти предметы.

Дети проходят в мини-музей «Русская изба» и называют предметы русского быта.

Ребята пробуют ухватом удержать горшок, поставить его в печку.

3. Проблемный этап. (использование кейс-технологии).

Затем дети возвращаются в группу и сравнивают русскую избу и современную квартиру (с показом презентации).

- Современная квартира похожа на русскую избу? (Нет).

- У нас стоит русская печь на кухне? (Нет).

- На чем сейчас готовят еду? (на газовой или электрической плите).

- Где мы берем воду? (Вода течет из крана).

- Давайте представим, что однажды утром вы проснулись не в своей современной квартире, а в русой избе в далекой деревне.

Стимулирование детских ответов.

- Что нам нужно сделать в первую очередь? (Приготовить еду).

- На чем будем готовить? (В печке).

- Чем печку растопить? (Дровами).

- Где взять дрова? (Сходить в лес, нарубить дров и истопить печь).

- Мы можем купить продукты, есть магазины рядом? (Нет).

- Что делать? (Будем хлеб печь сами).

- Для этого нужно замесить тесто. Где возьмем воду? (В колодце, в ручье, в речке)

- В речке не только брали воду, но еще и полоскали белье.

- Что еще надо для теста? (Мука).

- Муку где мололи? (На мельнице).

- Вот мы замесили тесто и поставили подходить, а молоко где взять на кашу?

(Надо подоить корову).

- Когда тесто подойдет, можно ставить в печь наш хлеб.

- Что еще можно приготовить в печи? (Запечь картошку, репку; испечь блины, сварить щи).

- Где брали овощи крестьяне? (Выращивали на огороде).

- Вот сколько нужно проделать работы, чтобы приготовить обычную крестьянскую еду. После того, как был приготовлен обед, всю еду ставили в печку и закрывали заслонкой, чтобы она не остыла, а сами крестьяне шли в поле работать. Когда вечером возвращались, то еда в чугунках оставалась теплой.

- В праздники никто не работал, наши предки красиво наряжались, веселились и играли.

Хороводная игра «Клубочек».

«Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется».

Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом, на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» (руки опускаются и расцепляются).

- Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.

Игра «Добавлялки»

Кашу маслом - (не испортишь).

Слышал звон - (да не знаешь где он).

Поспешишь - (людей насмешишь).

Попей чайку - (забудь тоску).

Делу время - (потехе час).

4. Моделирование.

- Ребята, давайте сделаем коллаж «Белгородская изба». Вот перед вами изображение русской избы. Давайте мы разделимся на две группы. Девочки, вместе с Белогорочкой будут наклеивать предметы на печи и возле нее, а мальчики с Белогором предметы быта в избе.

Дети делятся на две подгруппы, подбирают необходимые предметы и наклеивают на лист бумаги с изображением внутреннего убранства русской избы.

5. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям рассказать Белогору и Белогорочке о своих впечатлениях от путешествия. какие предметы избы видели, можно ли встретить какие-то из них в быту сегодня, какая роль в жизни белгородского крестьянина принадлежала печке.

- Ребята, вам сегодня понравилось играть? Ваня, что тебе понравилось? Андрей,

что тебе запомнилось? Арина, ты узнала что-то новое для себя? Таня, кому ты

расскажешь о том, что узнала сегодня?

Дети угощаются пирожками из печи.

Белогор и Белогорочка прощаются: «Спасибо большое, друзья, за вашу работу, вы старались, нам было очень приятно общаться с вами. До свидания!».

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Как пчела переносит пыльцу» Цель: Помочь детям выявить, как происходит процесс опыления у растений с помощью пчёл. Задачи: Образовательные: - Формировать у детей представление.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в бумажную страну» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Посиделки в старинной избе». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 21:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Посиделки в старинной избе». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Киричкова (УИ 74100) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД